skip to content
Новости

Оценка реформ в Грузии: анализ 12 условий Евросоюза

В подготовленном неправительственными организациями документе под названием «Состояние выполнения 12 условий ЕС» внимание сосредоточено на каждом приоритете ЕС и обсуждается, в какой степени они выполнены и что еще предстоит выполнить. Согласно исследованию, только один приоритет реализован полностью, два — в значительной степени, четыре — частично, а пять не реализованы совершенно. Исследование, которое было опубликовано 20 апреля, было подготовлено в сотрудничестве с восемью гражданскими организациями в рамках внутреннего проекта «Фонда Открытого Общества» — «Статус-метр кандидатства в члены ЕС».

Приоритеты, которые необходимо реализовать

Согласно документу, приоритет деполяризации не реализован, и, несмотря на ожидания, что она будет сокращаться, политическая поляризация в Грузии углубилась. Законопроект об «иноагентах» еще больше обострил разногласия между правительством, оппозицией, СМИ и гражданским обществом. Не были реализованы механизмы распределения власти в Парламенте в соответствии с Соглашением Шарля Мишеля от 19 апреля 2021 года и условие снижения избирательного барьера до 2%. Кроме того, суд не удовлетворил ходатайство об отсрочке наказания находящемуся в заключении экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили, что является необходимым условием для его лечения за границей. Однако такие вопросы, как поляризованная риторика и соглашение о назначении лиц при высоком кворуме в Парламенте, по-прежнему остаются вызовом.

В документе говорится, что для того, чтобы оправдать надежды на независимую судебную систему, «Грузинская мечта» представила в Венецианскую комиссию проект закона о судебной реформе, но комиссия отметила, что он не гарантирует комплексную реформу судебной системы, в том числе в отношении Высшего совета юстиции. Комиссия также заявила, что в законопроекте не были учтены ее предыдущие рекомендации. С аналогичными претензиями выступили и неправительственные организации, заявившие, что «Грузинская мечта» не учла большинство их рекомендаций. Несмотря на то, что процедура назначения генерального прокурора была изменена на основе консенсуса между «Грузинской мечтой» и основными оппозиционными партиями, договоренности о назначении пяти членов Высшего совета юстиции, не являющихся судьями, достичь не удалось, и голосование было отложено. Кроме того, двое судьей, которые считаются влиятельными фигурами т.н. «судейского клана», были назначены в Совет юстиции до реформы процедуры назначения.

Относительно приоритета деолигархизации в документе отмечается, что Венецианская комиссия выявила существенные недостатки в соответствующем законопроекте и выразила обеспокоенность тем, что в случае принятия он может быть использован против оппозиции, потенциально нарушая основные права, защищенные Европейской конвенцией о правах человека. Венецианская комиссия поддерживает «системный подход» и подчеркивает, что «персональный подход», представленный в законопроекте, требует надежных гарантий для предотвращения нарушений прав человека и верховенства закона. Между тем, «Грузинская мечта» заявляет, что закон будет применяться к критически настроенным СМИ и сторонникам оппозиционных партий, но не к основателю правящей партии Бидзине Иванишвили.

В исследовании отмечается, что для того, чтобы оправдать ожидания реализации приоритета свободы СМИ, «Грузинская мечта» пообещала сотрудничать с прокуратурой и обеспечить доступность информации о продолжающемся расследовании дел, представляющих общественный интерес. Следует отметить, что Парламент принял поправки к законам о вещании и электронных коммуникациях, что привело к необходимости его гармонизации с Директивой об аудиовизуальных медиа-услугах Евросоюза. Однако закон подвергся критике со стороны гражданского общества за подрыв свободы СМИ и несоответствие директивам ЕС. В то же время в исследовании выделяются две проблемы, связанные с приоритетом СМИ – продолжение тюремного заключения Ники Гварамия и продолжающийся судебный спор Министерства обороны против Давидом Кезерашвили, что угрожает редакционной независимости телекомпании «Формула». Среди других проблем, обозначенных в докладе, — безнаказанность организаторов насилия над представителями СМИ 5 июля 2021 года, незаконная слежка за журналистами и обвинительный приговор по уголовному делу учредителя телекомпании «Пирвели».

Что касается участия гражданского общества в реализации 12 приоритетов на различных уровнях процесса принятия решений, в исследовании отмечается, что, несмотря на обещание «Грузинской мечты» выполнить требование, в действительности неправительственные организации имели ограниченное представительство в парламентских рабочих группах, а «Международное общество за справедливые выборы и демократию» (ISFED) было полностью заблокировано от участия в рабочей группе по реформе избирательной системы. Кроме того, «Грузинская мечта» продолжает клеветническую кампанию против неправительственных организаций. В то же время, их рекомендации не были учтены в процессе избрания омбудсмена.

Частично выполненные приоритеты

В документе говорится, что некоторые элементы приоритета избирательной и институциональной реформ были выполнены, но не все. В феврале 2021 года правительство Грузии сформулировало «Стратегию реформы публичного администрирования» и «План действий на 2023–2024 годы», которые охватывают многие приоритетные области. Процедуры демократического надзора в Парламенте и поправки к Избирательному кодексу, которые включали электронную систему подсчета голосов, были инициированы и приняты «Грузинской мечтой». Однако, по заявлению неправительственных организаций, подотчетность властей перед Парламентом все еще остается достаточно низкой. Парламенту не удалось избрать председателя Центральной избирательной комиссии. Кроме того, некоторые решающие совместные рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ и Венецианской комиссии, такие как делимитация избирательных округов, уточнение правил проведения кампаний в СМИ, превентивные меры по предотвращению запугивания избирателей и т.д. — не были учтены. Кроме того, 5%-й избирательный барьер остается неизменным, избирательные блоки не допускаются, что оставляет оппозиционные партии в неблагоприятных условиях на парламентских выборах 2024 года.

Среди частично выполненных приоритетов – внедрение антикоррупционных мер. В документе говорится, что создано Антикоррупционное бюро для надзора за реализацией политики и стратегии, связанных с борьбой с коррупцией. Руководитель бюро был назначен премьер-министром на основе конкурса, и бюро будет подотчетно Парламенту и Межведомственному антикоррупционному совету. Однако НПО заявляют о недостаточной демократической подотчетности бюро. Кроме того, в исследовании также указывается, что расследование коррупции по-прежнему входит в компетенцию разных следственных органов, что противоречит принципу возложения основных следственных антикоррупционных функций на один орган. Причина этого в том, что «Грузинская мечта» не выполнила рекомендацию о возложении следственных функций на Антикоррупционное бюро. Антикоррупционное агентство по-прежнему остается в составе Службы государственной безопасности, что является еще одним вызовом.

Что касается защиты уязвимых групп, в исследовании отмечается, что в отношении организаторов насильственных нападений на журналистов 5 июля 2021 года в Тбилиси не было предпринято никаких действий. Несмотря на то, что правительство недавно разработало, а Парламент одобрил «Национальную стратегию защиты прав человека» на 2022-2030 годы, ЛГБТК+ сообщество исключено из плана, а рекомендации гражданского общества не были учтены. Кроме того, не созданы специальные механизмы повышения политического представительства и участия национальных меньшинств.

Приоритет избрания независимого омбудсмена также частично выполнен. Согласно документу, для реализации этого приоритета «Грузинская мечта» создала Оценочную группу, состоящую из представителей гражданского общества и академических кругов, которая оценивала претендентов на должность народного защитника. Независимые неправительственные организации представили трех кандидатов, получивших самую высокую оценку и поддержку оппозиции. Однако «Грузинская мечта» проводила негативную кампанию против кандидатов и не поддержала ни одного из них. Позже «Грузинская мечта» поддержала кандидатуру вице-спикера Парламента Левана Иоселиани без привлечения к избирательному процессу гражданского сектора. Наконец, на весенней сессии Иоселиани был избран омбудсменом при поддержке некоторых представителей оппозиции.

В основном/полностью выполненные приоритеты

В анализе подчеркивается, что ЕС ожидает от правительства Грузии усиления борьбы с организованной преступностью и обеспечения подотчетности и надзора за правоохранительными органами. В исследовании отмечается, что парламентский Комитет по обороне и безопасности принял документ, который содержит 76 конкретных шагов, которые необходимо предпринять, и определяет ответственные органы и сроки их реализации. Кроме того, Парламент принял План действий по борьбе с организованной преступностью на 2022-2024 годы. Однако рабочая группа не обсуждала вносимые в регламент Парламента поправки, касающиеся подотчетности и надзора за правоохранительными органами, на том основании, что работа по второму приоритету уже завершена и упомянутый вопрос был ее частью. В исследовании также подчеркивается, что надзор и подотчетность правоохранительных органов остаются вызовом.

Что касается гендерного равенства и борьбы с насилием в отношении женщин, согласно документу, здесь практически выполнены все условия. Парламент одобрил поправки к законам о гендерном равенстве при поддержке многих партий. Правительство также издало постановление о компенсации жертвам домашнего насилия, отменив «статус жертвы» как обязательное условие для доступа к государственным услугам. Тем не менее, есть еще вопросы, которые необходимо реализовать. В настоящее время в Парламенте проводится тематическое исследование по согласованию определения изнасилования для гармонизации со Стамбульской конвенцией, которое, как ожидается, будет завершено 27 апреля 2023 года. Следует отметить, что предлагаемые изменения поддерживаются оппозиционными партиями и организациями гражданского общества.

Согласно анализу, 11-й приоритет, который обязывал Парламент Грузии принять законы, чтобы суд мог проактивно рассматривать решения Европейского суда по правам человека и создать механизм реализации законодательства, является единственным приоритетом, который уже выполнен. В документе говорится, что Парламент успешно принял данные законы и определена специальная служба для оказания помощи грузинским судьям в анализе решений ЕСПЧ. В рабочую группу по подготовке законодательства были вовлечены организации гражданского общества, оппозиция также поддержала изменения.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button