skip to content
Новости

Высший совет юстиции завершил собеседования с 50 кандидатами в судьи ВС

В рамках конкурса на 20 вакантных мест в Верховном суде Грузии, 15 августа Высший совет юстиции процесс публичных слушаний, в котором приняли участие 50 кандидатов в судьи.

После завершения процесса собеседования члены Совета юстиции в течение двухнедельного срока проведут оценку кандидатов, после чего Совет юстиции представит в Парламент Грузии 20 кандидатов для избрания судей в соответствии с количеством вакансий. В случае поддержки депутатов, отобранные кандидаты будут назначены в Верховный суд бессрочно.

Процесс собеседования с кандидатами в судьи, который транслировался Первым каналом Общественного вещателя Грузии в прямом эфире через Facebook, проходил на фоне острой критики со стороны неправительственного сектора, а также жарких дебатов между членами Высшего совета юстиции — судьями и не являющимися судьями. Представители гражданского общества и члены Высшего совета юстиции, не являющиеся судьями, обвиняли членов совета, которые являются судьями, в «клановом правлении» и создании благоприятных условий для предпочтительных для себя кандидатов.

Члены Высшего совета юстиции, не являющиеся судьями – Нази Джанезашвили и Ана Долидзе — на брифинге 16 августа дали оценку прошедшему процессу собеседования с кандидатами в судьи, и назвали этот процесс «фальшивыми» и «фасадными».

«Процесс собеседования подтвердил, что в судебной системе царит авторитарное правление, которое не имеет ничего общего с демократией», — заявила Нази Джанезашвили. «Ни один из действующих судей, которые были кандидатами, не смогли и не посмели просто сказать правду, что в системе царит правление одного человека и это Чинчаладзе, которого, естественно, поддерживает и одним из лидеров является Леван Мурусидзе», — заявила она.

По словам Джанезашвили, ей и Ане Долидзе приходилось участвовать в процессе собеседования в «режиме групповых атак» со стороны коллег-судей. По ее словам, собеседование с кандидатами «не были реальными. Хорошо было видно, что некоторые вопросы и ответы были полностью спланированы заранее и заранее определены».

«Сегодня мы видим фасадное правосудие, фасадные правоохранительные органы, фасадную демократию, фасадное управление государством. Перед нами якобы суд, якобы Парламент, якобы премьер-министр, якобы прокуратура», — заявила по окончании процесса собеседования с кандидатами Ана Долидзе.

«Сейчас один этап процесса завершен, но борьба продолжается», — отметила она, добавив: «в сентябре ждем всех вас потому, что единственная сила, которая может разрушить этот фасад — это сила грузинского народа».

Комментируя вопрос в беседе со СМИ, оценки членов Высшего совета юстиции, не являющихся судьями, также разделяют представители НПО, но они планируют дать основательную оценку процессу подбора кандидатов в судьи после того, как Высший совет юстиции опубликует список 20 кандидатов в Верховный суд.

Дмитрий Гвритишвили, член Верховного совета юстиции, который является судьей, не согласен с критикой. В интервью телекомпании «Имеди» он отметил, что «процесс проходил беспрецедентно прозрачно. Все члены, в том числе, Нази Джанезашвили и Ана Долидзе, имели возможность задать те вопросы, которые хотели». Но он также отметил, что Джанезашвили и Долидзе задавали вопросы «провокационного характера».

Предыстория

Процесс заполнения вакантных мест в Верховном суде Грузии начался в декабре прошлого года, когда Высший совет юстиции представил в Парламент список кандидатов из 10 человек. Представленный список подвергся критике со стороны НПО, парламентской оппозиции и части представителей правящей партии, после чего Парламент перенес обсуждение вопроса на весеннюю сессию и начал работу по правилам отбора судей Верховного суда, которые ранее не регулировались законодательством.

1 мая Парламент Грузии внес поправки в Закон «Об общих судах», которыми установил порядок отбора судей Верховного суда. В соответствии с процедурой, были уточнены критерии отбора кандидатов в судьи, а также компетенция Высшего совета юстиции и Парламента Грузии в процессе отбора.

Вскоре после принятия закона, 10 мая Высший совет юстиции объявил конкурс на 20 вакантных мест в Верховном суде.

Всего совет принял 139 заявлений кандидатов, из которых на этап собеседования были переведены 50 кандидатов в результате тайного голосования, проведенного 20 июня.

Кандидаты в судьи Верховного суда

Среди кандидатов есть как юристы, не имеющие опыта работы в судебной системе, так и действующие судьи.

В собеседовании также приняли участие генеральный прокурор Грузии Шалва Тадумадзе и его первый заместитель Мамука Васадзе. Согласно сообщениям СМИ, кандидатура Тадумадзе рассматривается в качестве будущего председателя Верховного суда.

«Я считаю, что у меня есть возможность рассматривать себя в качестве председателя Верховного суда, если, конечно, решение Совета (юстиции) и Парламента в этом отношении совпадает с моими пожеланиями и мнениями», — заявил генеральный прокурор на собеседовании 23 июля.

Должность председателя Верховного суда остается вакантной с августа 2018 года, после того как бывший председатель Нино Гвенетадзе подала в отставку из-за проблем со здоровьем.

Председатель Верховного суда избирается Парламентом из числа членов Верховного суда по рекомендации Высшего совета юстиции сроком на 10 лет, большинством голосов полного состава депутатов. Это произойдет после того, как процесс отбора судей завершится и и вакантные места судей в Верховном суде будут окончательно заполнены.

Парламентская процедура избрания судей Верховного суда

Высший совет юстиции должен по отдельности проголосовать за каждого из 20 кандидатов в судьи. Каждый кандидат должен получить поддержку 2/3 членов Совета юстиции, состоящего из 15 человек. После этого список из 20 кандидатов в судьи будет представлен в Парламент Грузии.

Сперва пройдут слушания кандидатов в судьи в Юридическом комитете. Затем за каждого кандидата депутаты будут голосовать на пленарном заседании парламента Грузии.

Чтобы быть назначенным в Верховный суд бессрочно, кандидат в судьи должен заручиться поддержкой большинства полного состава членов Парламента.

В настоящее время в Верховном суде работают 10 судей. Согласно новой Конституции, Верховный суд должен быть укомплектован, как минимум, 28 судьями.

Высший совет юстиции, который является главным координирующим органом судебной власти, состоит из 15 членов. В состав совета входят председатель Верховного суда, восемь судей, избираемых Конференцией судей, а также шесть членов, не являющихся судьями, пять из которых избираются Парламентом Грузии, а одного представляет президент Грузии.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button