Новости

За началом расследования в отношении художника Сандро Сулаберидзе последовала акция протеста

4 февраля на выставке в Национальной галерее – «Автопортрет у зеркала» – художник Сандро Сулаберидзе снял свою работу со стены и написал краской на ее месте – «Искусство является живым и независимым». МВД начало расследование инцидента по статье о краже, после чего последовали протесты представителей сферы культуры и части общества. Они осудили «репрессии» против артистов и потребовали переквалификации дела в отношении художника.

Что именно расследует МВД?

МВД начало расследование инцидента в Национальной галерее 4 февраля по статье 177, части 2, подпункт «а» Уголовного кодекса Грузии, где речь идет о краже, «причинившей значительный ущерб», что карается домашним арестом на срок от 1 до 2 лет или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.

Протест у здания Национальной галереи

12 февраля, представители сферы культуры, активисты и рядовые граждане собрались в поддержку Сандро Сулаберидзе и выразили свою солидарность с артистом.

Параллельно с протестом собравшиеся также собирали подписи с требованием о переквалификации дела против Сулаберидзе по обвинению в краже, которые 14 февраля передадут в МВД. Подписи приложены к их заявлению, в котором подчеркивается, что художник не прикасался к чужой работе, никому и ничему не причинял вреда, а «содержание текста является общим и философским лозунгом, не является оскорбительным или унизительным ни для кого».

Начатое против художника расследование создало у части артистов ощущение, что написанное художником Сулаберидзе на стене было воспринято как протест против действующего министра культуры Теи Цулукиани, которую в последнее время неоднократно обвиняли в «репрессиях» и «преследовании критического мнения». Например, киновед Тео Хатиашвили заявила изданию «Нетгазети»: «в очередной раз протестую против полицейской политики в сфере искусства, что особенно заметно с тех пор, как министром стала Теа Цулукиани».

На место протеста было мобилизовано большое количество сотрудников правоохранительных органов. Вчера президент Грузии Саломе Зурабишвили отреагировала на их чрезмерное количество в соцсети и написала: «20 полицейских машин на заднем дворе Голубой галереи. Может ли художник представлять такую ​​угрозу для государства????. «Это немного напоминает нам о другой эпохе и действительно позорно для современной Грузии!», — добавила она.

Во время акции произошел инцидент между правоохранителями и активисткой Натой Перадзе, во время чего Перадзе получила повреждение носа. По ее словам, полицейские столкнулись с ней из-за красок, которые лежали в пакете, и никто ими даже не пользовался. «Имело место физическое насилие… Накинулись на меня внезапно, у меня болит губа, из носа идет кровь», — заявила Перадзе журналистам.

Заявление ПЕН-центра представителей сферы искусств

Перед акцией представители сферы искусства также выступили с заявлением с требованием о переквалификации возбужденного против художника дела, в котором подчеркнули, что вопрос должен решаться напрямую путем переговоров между художником и администрацией галереи.

Они пояснили, что художник «никому не причинил вреда» и его поступок «можно рассматривать в рамках художественного акционизма и формата хэппенинга», а его оценка «находится лишь в пределах компетенции художественной сферы и не является нарушением закона».

Заявители поддержали свободу выражения и отметили, что «ограничение этой свободы характерно для тоталитарных режимов». Такое же право отстаивала и неправительственная организация «ПЕН-центр» в своем заявлении, подписанном около 90 артистами. В нем говорится, что «возбуждение уголовного дела в отношении художника за его творчество (…) является по своей сути действием, типичным для путинской России, и свидетельствует о том, что министр культуры Теа Цулукиани и министр внутренних дел Вахтанг Гомелаури действуют с по ценностям, которые не соответствуют государству Грузия».

По заявлению ПЕН-центра, целью этой «репрессивной атаки» является запугивание других грузинских художников, что «несовместимо с ценностями Грузии, как европейского государства, а также противоречит Конституции страны».

ПЕН-центр считает, что «министр культуры является некомпетентным человеком и целенаправленно уничтожает институты, созданные в результате десятилетий работы художников, ученых, менеджеров культуры и вообще любителей культуры; Она наносит ущерб творческим процессам и пытается ввести Грузию в культурную изоляцию, что, в свою очередь, угрожает национальной безопасности страны».

Ответ директора Национальной галереи

12 февраля директор Национальной галереи Мацацо Габуния отреагировала на акцию солидарности против Сандро Сулаберидзе в социальных сетях, назвав акцию художника «инфантильным вредительством» и заявила, что из-за его «перформанса» и «невинного поступка» «уже пострадало множество людей», под чем подразумевается увольнение с работы надзирателей выставки.

По ее словам, закону не важно, кто вынес экспонат из галереи, автор или его поклонник, «дело в том, что работа была утеряна во время выставки!», о чем она сообщила в полицию.

«Простите меня, в отличие от некоторых людей, в силу взятых на себя обязательств и ответственности перед государством и обществом, я не могу руководствоваться уличными «понятиями», потому что, если завтра кто-то вынесет Пиросмани, я буду первой, от кого потребуете ответа, и вы будете правы», — сказала она и призвал артистов в будущем планировать «перформансы» таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с законом, а если и вступят, то должны быть готовы к наказанию.

Заявление Государственного музея искусств им. Шалвы Амиранашвили

Государственный музей искусств имени Шалвы Амиранашвили также распространил заявление по поводу произошедшего 4 февраля и пояснил, что «последствия причинения художником ущерба Национальной галерее устранены». «На данный момент первоначальный вид стены восстановлен… и выставка проходит в нормальных условиях», — отметили в музее.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button