skip to content
Новости

Ученая Теа Годоладзе покидает Грузию и причиной называет политические преследования

Теа Годоладзе, директор Института наук о Земле и Национального центра сейсмического мониторинга Государственного университета Ильи, покинула Грузию 26 января и отправилась в США. Годоладзе давно открыто критикует политику властей «Грузинской мечты» в области охраны окружающей среды и урбанического развития. Причиной своего отъезда из страны она назвала страх ареста и политических преследований.

Годоладзе выступала категорически против проекта строительства Намахванской ГЭС и предупредила власть, что строительство большой плотины будет представлять значительную угрозу не только для жителей Рионского ущелья и окрестных деревень, но и для города Кутаиси. Она резко раскритиковала власти «Грузинской мечты» за оползень в Вашлиджвари, а также за стихию в Итхвиси и ненадлежащее управление оползнем на автотрассе Рикоти.

В июле 2023 года прокуратура предъявила Годоладзе обвинение по статье 126 Уголовного кодекса, которая касается применения насилия в отношении несовершеннолетнего. Ее бывший партнер и пасынок, который является несовершеннолетним, подали жалобу в прокуратуру. Жалоба была подана за две недели до трагедии, связанной с оползнем в Шови 3 августа 2023 года.

Примечательно, что возглавляемый ею институт опубликовал критическое заключение относительно оползня в Шови. В результате наблюдения за сейсмической обстановкой и ситуацией на леднике центр установил, что при наличии систем раннего оповещения информация поступила бы на 2 часа раньше, что позволило бы объявить тревогу и эвакуировать территорию.

Представители властей раскритиковали Годаладзе за ее позицию. Спикер Парламента «Грузинской мечты» Шалва Папуашвили раскритиковал Тею Годоладзе за ее заявления после оползня в Шови, обвинив ее в саботаже и заявив: «у нас есть один, два, геолог или кто-то по профессии, я не знаю, кого видели по телевизору часто в последнее время, особенно одна дама (Теа Годоладзе). У нас есть один или два таких человека, которые сеют панику во время кризиса, абсолютной ложью… абсолютной ложью, которая распространялась во время кризиса, и это обычный саботаж и удар ножом в спину стране».

Интервью изданию «Мтис амбеби»

В интервью «Мтис амбеби», записанном за несколько часов до отъезда из страны, Годоладзе подробно рассказала о причинах своего решения. По ее словам, слушание по существу ее дела было назначено после того, как судья Тбилисского апелляционного суда Шорена Гунцадзе отменила решение Городского суда в отношении бывшего партнера Годоладзе. Она также заявила, что это стало поворотным моментом в деле против нее, поскольку ее обвинили в насилии над несовершеннолетним пасынком.

Годоладзе вспомнила, что ее партнер был задержан полицией на факте и обвинен, а суды первой и второй инстанций пришли к выводу, что, хотя факт физического насилия в отношении нее был очевиден, доказательств было недостаточно.

Годоладзе заявила, что все делалось для ее дискредитации, и что это было связано с его связями с научной командой в США, а также с проектами, которые она реализовывала при американской помощи.

Годоладзе также отметила, что неслучайно прокуратура предъявила ей обвинение, когда она, будучи директором Института наук о Земле и Национального центра сейсмического мониторинга, в июле 2023 года принимала у себя украинских и американских чиновников для разработки сейсмических методов идентификации взрывов на территории Украины.

Попытки убрать Годоладзе из центра

Годоладзе рассказала о нескольких попытках ее отстранения от должности. По ее словам, Министерство образования обратилось к ректору Государственного университета Ильи с просьбой передать Центр сейсмического мониторинга из ведения университета в государственную собственность. Годоладзе назвал этот шаг «агрессивной» атакой против нее, но предположил, что действия правительства сдерживались «американскими мотивами». По ее словам, она руководила проектом по развитию сейсмического мониторинга на Кавказе и в Центральной Азии, который реализуется при Американской поддержке.

Августовская война 2008 года

Годоладзе также подчеркнула важность Центра сейсмического мониторинга после российско-грузинской войны 2008 года. Она напомнила, что во время судебного разбирательства Грузии с Россией в Европейском суде по правам человека в Страсбурге Министерство юстиции в качестве основных доказательств представило данные Центра сейсмического мониторинга, в которых подробно описывалось время и место взрывов. Она заявила, что дело не только имело веские доказательства, но и завершилось в пользу Грузии.

Финансовые проблемы Центра

Годоладзе подчеркнула финансовые проблемы центра с 2019 года. Она пояснила, что Министерство образования направило в центр своего представителя, который внес исправления в пиар-материалы и указал ей, что писать, а что нет. Хотя Годоладзе воздержалась называть имя этого человека, она пообещала раскрыть его личность в ближайшем будущем.

Она сообщила, что, несмотря на соглашение между Грузией и США, согласно которому правительство должно было поддерживать реализацию проектов, софинансируемых США, с 2019 года государство значительно сократило бюджет центра. По словам Годоладзе, если бы не американцы, центр не смог бы функционировать.

«Уже существует реальная опасность того, что при этом режиме я не смогу вернуться в страну. Я думала о том, чтобы остаться и бороться до конца, сесть в тюрьму, но я мало что могу изменить, сидя в тюрьме. Я продолжу бороться извне. Я знаю гораздо больше и могу сделать гораздо больше, чем они думают», — добавила Годоладзе в интервью.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Back to top button