Медконсилиум: Состояние Саакашвили тяжелое, необходимо принять своевременные и кардинальные меры
Согласно заключению от 6 декабря экспертной группы, созданной народным защитником Грузии для мониторинга состояния здоровья находящегося в тюремном заключении бывшего президента Михаила Саакашвили, состояние Саакашвили «резко ухудшилось и оценивается как тяжелое» и «необходимо принять своевременные и радикальные меры для предотвращения ожидаемого необратимого ухудшения».
Врачи посетили Саакашвили в клинике «Вивамед» 4-5 декабря. По их заключению, с момента последней оценки в апреле наблюдается ухудшение неврологического статуса, обострение анемии, анорексия и гастроэнтеральные события. Резкая и быстрая потеря массы тела, истощение мышечной массы, лихорадка, а также кахексия, что само по себе является состоянием с тяжелым прогнозом.
Кроме того, по заявлению медицинского консилиума, после ареста в октябре 2021 года Михаил Саакашвили похудел на 42 кг (36%) и в настоящее время весит 73,6 кг. До ареста он весил 115 кг.
«Состояние пациента прогрессивно ухудшается. Скорость потери веса утроилась за последние месяцы. При снижении с такой скоростью критический ИМТ (индекс массы тела) <14 (что соответствует <52 кг) будет достигнут через 2-3 месяца, после чего начнется необратимое поражение систем органов», – заявляют они.
По словам врачей, по заключению экспертов, пациент прошел все доступные в Грузии лабораторно-инструментальные исследования и лечение в нескольких многопрофильных клиниках, несмотря на это, состояние пациента стремительно ухудшается.
«Продолжающееся лечение неэффективно. Пациента нельзя вести в проактивном режиме, а подходы к лечению ограничиваются реагированием на различные осложнения», — отмечают врачи.
- Бывшие грузинские дипломаты обращаются к международному сообществу по вопросу Саакашвили
- Президент Молдовы «глубоко обеспокоена» здоровьем Михаила Саакашвили
Заявления врачей консилиума
На пресс-конференции, состоявшейся после представления заключения, врач-невролог Тенгиз Цуладзе заявил, что когда состояние пациента не улучшается в результате лечения в разных клиниках, то следует изменить обстановку и перевести его в другую многопрофильную клинику за границей, где есть возможность соответствующего лечения и диагностики.
«Наши коллеги делают все возможное, не думайте, что они что-то упускают, но у нашей страны нет большого опыта ведения такого пациента. Такие пациенты у нас не часты», — подчеркнул он.
Что касается заявления клинического директора клиники «Вивамед» Зураба Чхаидзе о том, что Михаил Саакашвили «не ест», Цуладзе отметил, что пациент не оставляет впечатления, что он «голодает или имеет суицидальное поведение… Я думаю, что он не может принимать пищу». «Мы не слышали от коллег по клинике, что он специально не ест, мы не видели такой записи в истории болезни пациента», — добавил он.
Терапевт и специалист по внутренним болезням и госпитальной медицине Григол Хурцидзе отметил, что в случае с Саакашвили «если что доступно в Грузии, все было сделано», но «мы имеем дело с синдромом, который мы здесь не можем диагностировать, у нас не получается».
По его словам, если Саакашвили продолжит худеть в такой динамике, его ИМТ достигнет критического предела примерно через 2-3 месяца, когда организм «начнет переваривать собственные органы, потом уе ничто не сможет повернуть его обратно».
«За 6 месяцев, когда пациент получает лечение и результат плохой, то есть состояние даже не такое, как при поступлении в клинику, возможно, клиника должна сделать громкое заявление и хотя бы принять для себя какое-то решение. Я думаю, что там все прекрасно понимают, что состояние пациента ухудшается, но я не могу вам сказать, что они собираются делать дальше», – сказал анестезиолог-реаниматолог Георгий Григолия.
На заявление директора клиники «Вивамед» о возможном кормлении Саакашвили через зонд Григолия заявил, что «нельзя делать этого». «Когда человек находится в сознании и намеренно не хочет принимать пищу, (кормление через зонд) запрещено международным постановлением», — подчеркнул он.
«Это факт, что состояние этого человека ухудшается, и факт, что нет никакой стратегии или плана, которые могли бы улучшить его состояние. Заключение такое, что нужно менять место его лечения», – сказал кардиолог Георгий Качарава, добавив, что «диагноза нет, вот в чем проблема».
Заявление омбудсмена
В свою очередь народный защитник Нино Ломджария заявила, что заключение консилиума врачей дает возможность говорить о том, что состояние пациента тяжелое и соответствует как минимум требованию об отсрочке исполнения наказания, предусмотренного по ст. 283 Уголовно-процессуального кодекса.
По ее словам, возможно есть и другие обстоятельства, которые адвокаты Саакашвили представят в суде, что, в свою очередь, «также может послужить основанием для освобождения (осужденного)».
Ломджария также подчеркнула, что рекомендацией Аппарата омбудсмена «к суду также будет принять во внимание состояние здоровья осужденного, и рассмотреть и принять решение в сжатые сроки».
Заявление клинического директора «Вивамед».
Ранее, в первой половине дня, клинический директор клиники «Вивамед» Зураб Чхаидзе заявил журналистам, что состояние здоровья Михаила Саакашвили требует внимания, но лечение продолжается и «пациенту делается все, применяются все лечебные средства, которые используются на сегодняшний день».
«Но лечение — сложный процесс, многое зависит также и от пациента. Поэтому в отношении питания, конечно, он должен хорошо питаться и надо сказать, что он не питается полноценно», – подчеркнул он, добавив, что Саакашвили «принимает только ту еду, которую хочет, в то время, когда хочет, в те дни, когда хочет». «Это не значит, что он не может кушать, скорее всего, не (хочет)», – сказал он.
Зураб Чхаидзе также пояснил, что если Михаил Саакашвили продолжит принимать пищу выборочно, в определенные дни и периоды, «тогда мы будем вынуждены использовать зондовое питание». «Если он не продолжит принятие пищи, тогда (остается) этот один из методов», — добавил он.
Заявление министра юстиции
6 декабря, позже, министр юстиции Рати Брегадзе также рассказал о состоянии здоровья Михаила Саакашвили в эфире телеканала «Имеди», заявив, что соратники Саакашвили пытаются «манипулировать» состоянием его здоровья и «политизировать» вопрос.
Со ссылкой на слова клинического директора клиники «Вивамед» он заявил, что Михаил Саакашвили «действует в режиме членовредительства» и «не соблюдает тот курс лечения, который подбирается непосредственно врачами». «Естественно, что необходимо сотрудничество между пациентом и лечащим врачом, иначе о каком выздоровлении может идти речь?», — сказал он.
Отвечая на вопрос о возможной отсрочке наказания для Саакашвили, министр юстиции отметил, что есть «способы, предусмотренные законодательством Грузии», и судья принимает решение на основании соответствующих доказательств.
Он также обвинил оппозицию в оказании давления на судью по делу Саакашвили с использованием различных СМИ и отметил, что ему заранее говорят, что «состояние Саакашвили очень тяжелое» и не позволяют ему «нормально работать».
«Еще раз подчеркну – осужденный отбывает наказание в учреждениях на территории Грузии, и никаких исключений, предусмотренных законом, ни для кого не будет», – сказал Рати Брегадзе.
По теме:
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)