Ираклий Гарибашвили: «Полностью поддерживаю всех судей»
«Как глава правительства и представитель правящей партии, я полностью поддерживаю всех судей», — заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили 10 апреля на пресс-конференции в Верховном суде после встречи с членами Высшего совета юстиции. Члены совета запросили встречу с премьер-министром на заседании 6 апреля, после того как за день до этого стало известно, что Госдепартамент США ввел санкции в отношении четырех грузинских судей.
По словам премьер-министра, именно при власти «Грузинской мечты» «суд стал независимым, свободным от любого вмешательства, как внутреннего, так и вмешательства со стороны других стран». Таким образом, по словам Ираклия Гарибашвили, «недопустимо вмешиваться или оказывать какое-либо влияние на судей. Это абсолютно неприемлемо для меня, для всех нас. Особенно, на суверенный суд и судей суверенной страны».
«Мы сделаем максимум, чтобы защитить независимость суда, свободу суда от любого вмешательства, любого давления. Это наша озвученная политика и главная цель, к которой мы стремимся после прихода к власти нашей команды», — подчеркнул премьер-министр Гарибашвили, отметив, что за 10 лет правления действующей власти «в суде были проведены коренные реформы, чтобы стать таким, как сегодня — независимым и свободным».
«За последние 10 лет в результате проведенных нами реформ та новая реальность, которая возникла, стала абсолютно, как говорят, такой же ясной, как день. Отличается как ночь и день, таким мы получили суд в 2012 году», — сказал премьер-министр, добавив, что при предыдущей власти судом руководил находящийся в заключении экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, а также бывший генеральный прокурор Зураб Адеишвили.
«В то время суд был настоящим отделением прокуратуры. Мы покончили с этой реальностью, когда грузинский народ отверг насильственный режим, и мы сказали суду, что в тот день, когда «Грузинская мечта» стала правителем страны, суд также стал свободным и независимым», — сказал глава правительства.
После этого Ираклий Гарибашвили вспомнил беседы с зарубежными партнерами и коллегами, советы которых, по его словам, сводились к тому, что «мы совершенно не должны были предпринимать никаких мер в отношении судей, и уж точно мы ничего не сделали, наоборот, со дня нашего прихода (к власти) мы оказали максимальную поддержку нашим судьям, суду».
«Хочу также напомнить, что одной из главных рекомендаций неправительственных организаций, а также посольств было назначение судей бессрочно, что и было сделано нашим правительством. Результатом четвертой волны реформ является то, что сегодня суд является одним из образцовых во всем Евросоюзе, я бы так сказал», — заявил премьер-министр и подчеркнул, что «это подтверждают» исследования, проведенные в последние годы.
«Доверие к нашему суду со стороны наших граждан выше, чем средний показатель в целом по Европе», — сказал Ираклий Гарибашвили, акцентировав внимание на снижении количества обращений граждан Грузии в Страсбургский суд после 2012 года. «Такое огромное различие, такой огромный прогресс. Это еще раз означает и подтверждает, что доверие к суду абсолютно возросло, и граждане находят справедливость в стране».
«Я горжусь всеми судьями, они высококвалифицированные профессионалы, которые служат нашей стране, служат укреплению нашей страны. Они защищают наш суверенитет и нашу национальную политику. За это я хотел бы еще раз поблагодарить госпожу Нино (Кадагидзе, председатель Высшего совета юстиции), всех судей за вашу деятельность», — сказал Ираклий Гарибашвили, добавив: «Мы, как правительство, и я, как премьер-министр сделаем все, чтобы еще больше укрепить его вашу независимость, вашу свободу».
На вопрос журналиста о том, какие вопросы обсуждались в ходе встречи, премьер-министр ответил – «Я услышал много информации, в том числе, я бы сказал, тревожной была информация об определенных давлениях, вмешательствах, которые я хочу еще раз подчеркнуть, что совершенно неприемлемы, и я также слышал много хороших инициатив и новые идеи, которые есть в совете, и мы об этом говорили».
На дополнительный вопрос, получил ли он информацию о конкретных случаях давления на судей, Ираклий Гарибашвили ответил: «Я подтверждаю, что получил эту информацию. Я сообщу вам об этом позже. Я получил информацию, услышал от г-на Дмитрия (Гвритишвили), других судей, членов совета. Это была закрытая встреча, я не могу говорить об этих фактах публично, но придет время, и общественность узнает об этом».
Он также добавил, что действующая власть «максимально избегает» «даже излишнего контакта в какой-либо форме (с представителями судебной системы), и мы, кроме того, что мы лишь поддержку выражаем нашим судьям, суду, мы максимально сократили эти контакты, встречи». «Если есть желание и это касается конкретного дела, я всегда готов как премьер-министр и глава правительства выслушать информацию от судей, принять их опасения, и после этого мы спланируем, какие шаги мы можем предпринять вместе», — пояснил глава правительства.
На вопрос — согласны ли вы с заявлением судьи о том, что США нарушают суверенитет Грузии? — премьер-министр сказал, что никто еще не видел «никаких доказательств, которыми сопровождалось это решение (о введении санкций против судей)». «Соответственно, это решение вызывает у меня большой вопроса, печально и непонятно, вы, наверное, читали заявление министра иностранных дел и письмо об этом, которое он адресовал своему коллеге», — сказал он и выразил надежду, что «правда выяснится».
Он также добавил, что введение санкций против судей стало «сюрпризом» для власти. «Я никогда не слышал, чтобы существовали определенные вопросы. Наверное, должно было произойти наоборот, и если у кого-то есть такие факты, мы, конечно, всегда готовы их выслушать», — сказал он. По словам самого премьер-министра, «всем известно», что судьи, которых коснулись санкции, являются «очень высококвалифицированными, профессиональными судьями, которые всем своим сознанием служат независимости страны и укреплению государства».
«Долгом всех представителей власти и каждого гражданина должно быть то, чтобы мы максимально помогали нашим судьям в защите их интересов и суда, я делаю это как премьер-министр и сделаю это завтра с еще большим воодушевлением», — заявил Ираклий Гарибашвили, добавив, что у каждого гражданина должно быть «чувство гордости за то, что наш суд опережает многие европейские суды».
«Прошу вас всех с большим уважением относиться ко всем судьям и обращаться к ним с уважением, требую этого как премьер-министр и призываю вас быть корректными и корректно обращаться к людям и гражданам», — сказал Ираклий Гарибашвили.
Заявление председателя Высшего совета юстиции
Перед премьер-министром на трибуне появилась председатель Высшего совета юстиции Нино Кадагидзе, которая заявила, что «очень жаль», что есть попытка, чтобы «сильные политические страсти переместились в суд». «В противном случае я не могу себе представить беспрецедентное и неслыханное решение, которое было принято госсекретарем США о введении санкций трем действующим бессрочным судьям и одному бывшему судье».
По ее словам, за эти годы суд столкнулся со многими проблемами, но «никогда, ни на каком этапе не было такого реального, подлинного и ощутимого достижения, как свободная от коррупции судебная система». «Соответственно, я не могу принять никаких заявлений о наличии коррупции в суде».
По словам Нино Кадагидзе, несмотря на просьбу, не были предоставлены «никаких подтвержденных доказательств, даже предположений и намеков на то, что стало основанием для обвинения моих коллег в коррупции», — заявила она и добавила: «Я, как председатель Верховного суда и председатель Высшего совета юстиции, буду гарантом неприкосновенности и свободы каждого из них, каждого их моих и наших судей».
Она также повторил слова премьер-министра о том, что «грузинское правосудие по всем данностям, по всем аспектам, по всем параметрам опережает многих из наших соседних и дружественных стран». «Соответственно, у меня возникают немного тяжелые ощущения по поводу того, чтобы эта информация не была использована на сложном и очень ценном, важном для нашей страны пути к евроинтеграции», — сказала председатель Высшего совета юстиции.
По ее заявлению, «наступил этап, когда государство должно вмешаться в ряд вопросов. В любом случае, я считаю, что можно разработать нормативную базу, основанную на определенных правильных взглядах, которые мы также обсудили с премьер-министром, которые фактически исключат любые формы вмешательства в суд, а также сведет к минимуму влияние политики на суд».
Госдепартамент США 5 апреля объявил о введении санкций запрета на выдачу виз четырем грузинским судьям Михаилу Чинчаладзе, Левану Мурусидзе, Ираклию Шенгелия и Валериану Церцвадзе «за участие в коррупции». На следующий день после объявления санкций в Высшем совете юстиции состоялось заседание, на котором судья Дмитрий Гвритишвили запросил встречи с премьер-министром. Сами попавшие под санкции судьи категорически отвергли выдвинутые против них обвинения и обвинили Посольство США в Грузии в попытке заполучить влияние на судебную систему страны. Один из них, Ираклий Шенгелия, намерен подать в суд на США за введение санкций.
Той же линии придерживаются и представители правящей команды, которые выразили открытую поддержку судьям, находящимся под санкциями. Противоположная реакция была у представителей оппозиции. Они также попросили президента Саломе Зурабишвили созвать внеочередное заседание законодательного органа для создания парламентской следственной комиссии по этому вопросу. 11 апреля 46 оппозиционных депутатов официально обратились к президенту с просьбой о созыве внеочередного заседания
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)