skip to content
Новости

Положение об амнистии в компромиссном соглашении вызвало споры

Пункты компромиссного соглашения по выходу из политического кризиса, подписанного правящей командой и частью оппозиции 19 апреля, вызвали разногласия между грузинскими политическими партиями, неправительственными организациями и гражданами, которые пострадали в результате событий 20-21 июня.

Спорный пункт об амнистии касается механизма освобождения председателя Единого национального движения Ники Мелия, находящегося в предварительном заключении. На том фоне, когда президент Саломе Зурабишвили готова помиловать одного из акционеров телекомпании «Мтавари архи» Георгия Руруа, которого оппозиция считает политическим заключенным, помилование не сможет затронуть Нику Мелия.

Лидер Национального движения отказывается платить залог и советует другим не делать этого за него.

Главные опасения

«Подписавшие стороны обязуются в течение одной недели после подписания этого Соглашения отреагировать на два вопроса, воспринимаемых как политизированное правосудие, посредством амнистии и/или мер, которые будут иметь аналогичный эффект», — говорится в предложенном ЕС соглашении. «В частности, в течение недели после подписания этого соглашения партия, представленная в Парламенте, должна инициировать закон об амнистии, который будет касаться всех нарушений и арестов, связанных с протестами 19-21 июня 2019 года».

НПО Ассоциация молодых юристов Грузии, которая защищает интересы пострадавших во время событий 20-21 июня 2019 г., призвала стороны «не допустить инициирования законопроекта, который будет ставить своей целью распространение амнистии на преступления, совершенные правоохранителями 20-21 июня 2019 года».

«Недопустимо применять амнистию/помилование в отношении серьезных преступлений, совершенных против прав человека представителями государства, включая бесчеловечное/унижающее достоинство обращение», — заявила организация, отметив, что такое действие противоречит статье 3 Конвенции, поскольку такое действие «создает препятствия расследованию по таким преступлениям и, в то же время, приводит к безнаказанности виновных лиц».

В то же время 11 граждан, пострадавших во время акций протеста в июне 2019 года, обратились к президенту Европейского совета Шарлю Мишелю с просьбой пересмотреть статью об амнистии. Они отметили, что амнистия позволяет власти избежать ответственности, а представители оппозиции не имеют права принимать решение о допущенных против них нарушениях.

Позиции партий

По сообщениям, Ника Мелия выступает против амнистии по той же причине. Его адвокат Дмитрий Садзаглишвили подверг критике оппозиционных депутатов за подписание соглашения без предварительной консультации с Никой Мелия.

Представитель Единого национального движения Заал Удумашвили заявил, что амнистия затронет и тех лиц, которые применили силу против молодых людей в ночь на 20 июня, что, по его словам, недопустимо. Он также отметил, что оппозиционные депутаты, которые подписали соглашение, теперь должны будут подготовить законопроект об амнистии таким образом, чтобы он не коснулся лиц, которые ответственны за насилие.

По словам еще одного представителя Единого национального движения Романа Гоциридзе, к соглашению был добавлен пункт об амнистии, поскольку освобождение Мелия или Руруа под залог или иным образом не означает прекращения возбужденных против них дел.

Оппозиционный политик Шалва Шавгулидзе, который подписал соглашение 19 апреля, и сейчас работает над законопроектом об амнистии, который будет готов к 27 апреля, заявил, что не допустит закрытия расследования по ненадлежащему обращению. Представитель Республиканской партии Хатуна Самнидзе, которая также подписала соглашение, заявила, что амнистия не распространится на тех, кто совершил серьезное преступление.

Лидер партии Стратегия Агмашенебели Георгий Вашадзе, также поставивший свою подпись под соглашением, подтвердил, что амнистия не коснется серьезных нарушений.

В свою очередь председатель Грузинской мечты Ираклий Кобахидзе заявил, что амнистия должна распространиться на всех, кому предъявлены обвинения в связи с событиями 20-21 июня. Он сказал, что если амнистия распространяется на Нику Мелия, она также должна распространяться на других лиц, кто мог совершить преступление той ночью.

Предыстория

Расследование по факту превышения служебных полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов в ночь с 20 на 21 июня 2019 года было начато 24 июня того же года. По делу к ответственности были привлечены трое правоохранителей. Все трое были освобождены под залог в 2019 году.

Что касается участников акции протеста, помимо Мелия еще 18 человек были обвинены или осуждены за организацию и участие в групповом насилии 20-21 июня. Среди них был бывший министр обороны и лидер оппозиционной партии Победившая Грузия Ираклий Окруашвили, которого приговорили к пяти годам лишения свободы в апреле 2020 года. Однако в мае 2020 года он был помилован президентом Зурабишвили, и причина этого заключалась в «поиске выхода, разрядке ситуации, сохранении стабильности и международного престижа страны».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button