skip to content
Новости

95-е заседание МПРИ в Эргнети прекратилось без обсуждения основных вопросов

95-е заседание Механизма предотвращения и реагированию на инциденты (МПРИ), состоявшееся 29 августа в селе Эргнети, недалеко от линии оккупации Цхинвальского региона, было прекращено без обсуждения десяти вопросов, предусмотренных в повестке дня, после того, как представители Цхинвали выдвинули ультиматумом Тбилиси об упразднении нового блокопоста грузинской полиции около лини оккупации и покинули встречу.

Полицейский пост, к обустройству которого МВД Грузии приступило у села Чорчана в Хашурском муниципалитете, вызвал протест со стороны властей оккупированного Цхинвальского региона. В Цхинвали считают, что установление блокопста грузинской полиции «вглубь территории Южной Осетии» произошло «незаконно», и что эта «провокация» создает угрозу жителям села Цнелиси на оккупированной территории и расположенному там предприятию по добыче минералов «Югостальк».

По сообщению осетинского информационного агентства «Рес», представители оккупированного Цхинвали предоставили грузинским властям крайний срок для упразднения полицейского блокпоста в Чорчана до 6 часов утра 30 августа.

Заместитель начальника Аналитического департамента Службы госбезопасности Грузии Ираклий Антадзе, который присутствовал на встрече, заявил, что «представители Цхинвали, при поддержке оккупационных сил, заняли крайне деструктивную позицию и неоднократно озвучили ультиматум». По же его словам, представители Цхинвали «пригрозили функционированию формата МПРИ» в том случае, если их требования не будут выполнены.

95-е заседание МПРИ проходило под сопредседательством главы Миссии наблюдателей ЕС в Грузии Эрика Хёга и специального представителя ОБСЕ на Южном Кавказе Рудольфа Михалка. Эрик Хёг отметил, что встреча была «очень сложной».

Позиция оккупационного режима

«Комитет государственной безопасности» оккупированного Цхинвальского региона начал распространять сообщения о работах по обусройству блокпоста грузинской полиции около села Цнелиси с 24 августа и после того ежедневно сообщал о «провокационных действиях» властей Грузии.

25 августа Цхинвали сообщил об установлении грузинской стороной еще одного полицейского блокпоста на территории Сачхерского муниципалитета, вблизи с селом Синагури, расположенном на оккупированной территории.

28 августа осетинские «пограничники» провели рейды в окрестностях сел Цнелиси и Гвиргвина с использованием бронетехники. Координацией осетинских «правоохранителей» на месте ханимались «президент Южной Осетии» Анатолий Бибилов и председатель Комитета госбезопасности Цхинвали Олег Ширан. Бибилов сказал местным жителям в Цнелиси, что «у Южной Осетии есть все возможности, чтобы противостоять этим провокациям». «В этом не должны сомневаться ни грузинская сторона, ни тем более наши граждане», — добавил он.

29 августа в Цхинвали разместил у сел Цнелиси и Чорчана подразделения «Комитета государственной безопасности», «Министерства внутренних дел (ОМОН)» и других правоохранительных структур.

За день до встречи МПРИ в Эргнети «Министерство иностранных дел» оккупированного Цхинвали обнародовало заявление, в котором предупредил сопредседателей Женевских международных дискуссий и Миссию наблюдателей ЕС «о реальной опасности возникновения нового вооруженного противостояния».

Цхинвальский «МИД» призвал к «немедленному выводу» вооруженных формирований Грузии и потребовал прекращения строительных работ, отметив, что «в противном случае вся ответственность за все возможные последствия сознательного нагнетания обстановки полностью ляжет на нынешнее грузинское руководство и его западных кураторов».

По сообщению осетинского информационного агентства «Рес», Егор Кочиев, представляющий власти оккупированного Цхинвали на заседании МПРИ, предложил грузинской стороне провести «техническое совещание» в селе Цнелиси 30 августа в 11 часов, чтобы убедить власти Грузии в том, что блокоптс грузинской полиции создает угрозу безопасности населения Цнелиси, однако, по его же словам, в итоге представители Цхинвали покинули заседание, так как «грузинская сторона не пошла на компромиссы».

Кочиев также выразил недовольство в отношении международных организаций, участвовавших в заседании МПРИ. «Обычно они занимают конструктивную позицию с предложениями, но на этот раз мы от них не услышали никаких предложений», — отметил он.

Позиция властей Грузии

Говоря об установлении полицейского блокпоста у села Чорчана Хашурского муниципалитета, заместитель начальника Аналитического отдела Службы государственной безопасности Грузии Ираклий Антадзе заявил журналистам, что это «стандартный полицейский пост со стандартным личным составом и оснащением, целью которого является обеспечение безопасности на месте».

«Этот блокпост расположен на территории, контролируемой центральными властями Грузии, поэтому любой вид ультиматума – где должно разместить грузинское государство свои полицейские силы — немыслим и содержит насыщенный цинизмом абсурд», — отметил Антадзе.

Он также прокомментировал работы, проведенные для обустройства блокпоста Переви-Синагури, и сказал, что участники МПРИ были проинформированы об этих работах еще в мае 2018 года. По его словам, целью перенесения грузинского полицейского блокпоста «на несколько сот метров» было то, чтобы облегчить местному населению пешее передвижение, учитывая сложные рельефные условия местности.

Антадзе также рассказал о «провокационных действиях» оккупационных сил вблизи села Чорчана, отметив, что «в случае любых осложнений, полная ответственность возлагается на Российскую Федерацию, как на силу, осуществляющую эффективный контроль над оккупированными территориями». По его же словам, Тбилиси находится в «тесной координации» с международными партнерами по этому вопросу.

Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили также прокомментировала 95-е заседание МПРИ. По ее словам, для грузинской стороны формат МПРИ «важен… для обсуждения таких вопросов, которые связаны с темами высокого значения с точки зрения безопасности и гуманитарных вопросов». По ее словам, что любая попытка или угроза срыва этого формата «неприемлема».

В конце дня Министерство иностранных дел Грузии пригласило представителей дипломатического корпуса для обсуждения событий в Эргнети. МИД Грузии обратился к ним с просьбой «немедленно информировать свои правительства, отреагировать на этот факт и установить коммуникацию с представителями Российской Федерации с целью деэскалации ситуации».

Заявление Миссии Наблюдателей ЕС

Согласно пресс-релизу, опубликованному МНЕС после 95-го заседания МПРИ, глава миссии Эрик Хёгг отметил на заседании, что «последние события на административной пограничной линии, в частности, крайне тревожные случаи на территории Гугутианткари и Цнелиси, в целом, негативно повлияли на состояние безопасности».

По сообщению МНЕС, «сопредседатели подчеркнули важность продолжения диалога для снижения напряженности и напомнили участникам, что следует сосредоточиться на проблемах пострадавшего в результате конфликта населения».

На встрече сопредседатели напомнили о ряде случаев, когда горячая линия МНЕС «использовалась эффективно», но застроили внимание на необходимости обмена информацией по существующим каналам связи, в частности, по обеспечению раннего уведомления о (запланированных) действиях, чтобы снизить напряженность.

Очередное заседание МПРИ запланировано на 2 октября.

Механизм предотвращения и реагирования на инциденты (МПРИ) был создан в рамках Женевских международных дискуссий и его целью является обсуждение вопросов безопасности в двух регионах с участием представителей Грузии, оккупированной Абхазии и Цхинвальского региона, а также российских пограничников, расквартированных на местах.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button