Венецианская комиссия: независимость антикоррупционного бюро недостаточна в его нынешнем виде

В опубликованном 15-16 декабря 2023 года заключении, в котором говорится об антикоррупционном законодательстве Грузии и положениях, включенных в антикоррупционный закон в ноябре 2022 года, Венецианская комиссия заявляет, что «существующая институциональная структура не обеспечивает достаточной степени независимости Антикоррупционного бюро».

Венецианская комиссия считает, что полномочия бюро по надзору за финансированием политических партий и мониторингу имущественных деклараций и интересов высокопоставленных чиновников требуют дополнительных гарантий, которые должны быть включены в закон. Комиссия подчеркивает тот факт, что полномочия назначать и снимать с должности главу бюро находятся в основном в руках премьер-министра и считает это «особо проблематичным».

Отмечая, что поправки, внесенные в антикоррупционный закон Грузии в ноябре 2022 года, направлены на институциональное усиление антикоррупционной деятельности и борьбы с коррупцией с целью выполнения одного из приоритетов Европейской комиссии, Венецианская комиссия воздерживается от оценки соответствия критериям ЕС. Тем не менее, она заявляет, что «объединение в бюро различных превентивных антикоррупционных функций не соответствует заявленной цели борьбы с коррупцией на высоком уровне».

В заключении подчеркивается, что «независимость с соответствующим уровнем структурной и оперативной автономии, включающая правовые и институциональные механизмы предотвращения политического или иного влияния, считается фундаментальным требованием для специализированных антикоррупционных органов».

Для укрепления независимости, политического нейтралитета и общественного доверия, как рекомендует Венецианская комиссия, необходимо:

Кроме того, рекомендуется пересмотреть некоторые другие элементы положений от ноября 2022 года, а именно:

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Exit mobile version