Расходящиеся пути? Украина и Грузия на саммите НАТО в Вильнюсе
Ожидаемый прогресс Украины?
Газета Washington Post 15 июня распространила информацию, что администрация Байдена не возражает против плана по устранению барьеров на пути возможного членства Киева в Североатлантическом альянсе.
- По информации издания Politico, «два официальных лица США заявили, что Байден приветствует отмену Плана действий по членству, т.с. ПДЧ, для вступления Украины в военный альянс.
- По сообщениям, что это предложение исходит от генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и позволит Украине отказаться от формального процесса выдвижения своей кандидатуры, что ускорит ее присоединение.
- Ожидается, что официальное заявление будет сделано на саммите НАТО в Вильнюсе в июле этого года.
Что такое ПДЧ?
От страны-кандидата MAP (или «аспиранта» на языке НАТО) ПДЧ требует, чтобы до принятия решения о членства страна провела военные и демократические реформы по советам и с помощью НАТО. Устав НАТО не упоминает ПДЧ, как формальную часть процесса присоединения, хотя с конца 1990-х годов он считается необратимым этапом на пути к членству. Несмотря на это, для Финляндии, самого нового члена альянса, и Швеции, также кандидата на членство, не потребовалось ПДЧ для вступления в альянс.
Как продвигаются дела?
Идея ускорения вступления Украины в НАТО и/или предоставления гарантий безопасности перед полноправным членством, похоже, набирает обороты.
- Президент Эммануэль Макрон призвал к предоставлению четких и ощутимых гарантий безопасности для Украины.
- 15 июня Европарламент при широкой поддержке принял резолюцию, в которой выразил надежду, что «процесс присоединения начнется после окончания войны и завершится в кратчайшие сроки». Парламент также заявил, что до полноправного членства ЕС и его государства-члены вместе с союзниками по НАТО и партнерами-единомышленниками должны тесно сотрудничать с Украиной для разработки временных рамок гарантий безопасности.
Как обстоят дела в отношении Грузии?
Грузия и Украина т.н. бухарестское обещание о возможном членстве получили одновременно на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году. В то время союзники из-за сильных возражений Германии и Франции отказались предоставить ПДЧ двум странам.
- В Бухаресте союзники заявили, что в итоге присоединение произойдет и что «ПДЧ будет неотъемлемой частью процесса». С тех пор эта формула повторялась на последующих саммитах НАТО.
- Грузии, так же, как и Украине с 2008 года были предоставлены практические инструменты для повышения их устойчивости, обороноспособности и оперативной совместимости. Однако ПДЧ не они не смогли получить из-за опасений, что это вызовет раздражение России.
- Грузия пыталась добиться решения, чтобы ПДЧ больше не упоминался в формулировках саммитов НАТО. Несмотря на поддержку со стороны некоторых союзников, консенсус достигнут не был. В итоге Грузия отказалась от этих попыток, опасаясь, что актуализация формулировок Бухарестского саммита могли закончиться худшей формулировкой. Однако это было до того, как Россия напала на Украину в 2022 году.
А что теперь?
За последнее десятилетие Грузия стала ближе к НАТО и имеет больше инструментов для интеграции, чем любая другая страна-аспирант.
- Ежегодная национальная программа, которую Грузия реализует с 2009 года, отражает программу, реализуемую странами ПДЧ.
- Альянс заявил, что у Грузии есть «все практические инструменты для подготовки к членству».
ПДЧ стал только политическим символом; Однако без него Украина и Грузия застряли в подвешенном состоянии на пути присоединения. Жестокая полномасштабная война России в Украине поменяла эту ситуацию. Ранее настороженные европейские государства четко видели, что соседи России уязвимы без надежной защиты от агрессора.
Замедление энтузиазма
Налицо явные признаки замедления темпов интеграции Грузии в НАТО:
- Дискуссия о возможном присоединении Украины до сих пор исключала Грузию.
- Грузинские официальные лица, в отличие от своих украинских коллег, предпочитают хранить молчание по этому поводу.
- По первоначальным сообщениям, в Вильнюсе вместо премьер-министра Тбилиси будет представлять министр иностранных дел, что может свидетельствовать о том, что официальные лица не ожидают существенного прорыва.
- На «министерском часе» в Парламенте Грузии 16 июня министр иностранных дел Илья Дарчиашвили не упомянул о возможности упрощения пути вступления Грузии в НАТО, а лишь сказал, что Грузия будет упомянута в коммюнике саммита.
- Выступая перед депутатами, глава МИД Грузии, похоже, поддержал планы строительства нового аэропорта в Тбилиси на месте нынешней военной базы Вазиани. Некоторые военные эксперты подчеркивали, что гражданская инфраструктура подорвет уникальное стратегическое и военное значение базы Вазиани. Именно на этой базе расположен Совместный учебный и оценочный центр НАТО-Грузия (JTEC) и проходят учения Грузия-НАТО.
Исключение Грузии из той же «корзины» расширения, в которую входит Украина, станет для Кремля сигналом об уязвимости Грузии и повысит риски безопасности.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)