Placeholder canvas
Новости

Президент Зурабишвили говорила о текущих процессах в стране в интервью ТВ «Пирвели»

Президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая недавно вернулась в Грузию после визитов в США и Евросоюз, в обширном интервью телекомпании «Пирвели» 24 марта дала оценку происходящим в стране процессам. Большую часть своего интервью Зурабишвили посвятила предоставлению Грузии статуса кандидата в члены ЕС и шагам, которые необходимо предпринять в этом направлении.

Статус кандидата

По словам президента, первый отказ в предоставлении статуса кандидата Грузии «расценивался населением как несколько несправедливый», но, по ее словам, «это было понятно», поскольку «в некоторых случаях мы не выразили политической воли» и со стороны властей «не были приняты решения» для получения статуса. Поэтому это было понятно». Но, по ее же словам, «если смотреть реальности в глаза, после того как (правящая команда) очень бесшабашно отбросила документ Шарля Мишеля, меньше ощущалась политическая воля (со стороны властей)» и решение в ЕС было принято в соответствии с этим.

«Сейчас ситуация другая… Несмотря ни на что, даже на какие-то необоснованные решения властей, или несмотря на риторику, второго отказа Грузии сегодня дать нельзя — стратегически, геополитически, потому что нельзя бросать нас в изоляцию, — сказала президент, добавив, что «стратегически Грузия сегодня находится в таком регионе, который очень нужен для стабильности, а не для какого-то второго фронта».

В контексте статуса кандидата президент также подчеркнула важность воли, выраженной грузинским народом, и добавила, что общество «показало, где оно находится, куда оно идет, и это следует признать, с одной стороны». Кроме того, по оценке Саломе Зурабишвили, второй отказ в статусе кандидата «станет антисигналом для России». «Нельзя давать России какое-либо ощущение, что Грузия больше не так тесно связана с Европой, Америкой».

Говоря о получении статуса кандидата, Саломе Зурабишвили также подчеркнула необходимость политической воли со стороны властей для выполнения 12 условий Евросоюза. «Власти зависят от своего избирателя, который избрал эту власть не для сегодняшней риторики, а для перспективы Евросоюза».

«Это та власть, которая пообещала (народу), что мы подадим (заявку на членство в ЕС) в 2024 году, это та власть, которая записала в Конституции, что евроатлантическая интеграция — наша главная цель, и все государственные институты должны работать в этом направлении, и я считаю, что их избрали из-за этого, а я – из-за моей европейской ориентации», – сказала президент Зурабишвили и подчеркнула: «И я, и власть обязаны отвечать нашему населению и избирателям за предоставленный ими мандат.

На вопрос журналиста – «излучает ли нынешняя власть такую ​​политическую волю?» – президент ответила отрицательно. «Мы должны заставить власть быть верной своим обещаниям. Нельзя, чтобы власти переходили в совершенно другое пространство и проявляли другую риторику, когда они было избраны для чего-то совершенно другого». «Власть, которая больше не имеет поддержки своих избирателей, идет в другом направлении и вынуждена понемногу использовать другие рычаги, – сказала президент.

Чтобы заручиться поддержкой избирателей на парламентских выборах 2024 года, она посоветовала властям «принести статус своим избирателям», потому что «это то, чего ожидают избиратели». «У нас нет ощущения, что можно выиграть выборы позитивом, а не негативом, достижениями, а не противостоянием, травлей, руганью и т. д.», — подчеркнула Саломе Зурабишвили.

«Наша главная обязанность — не уступать властям. Власть должна оставаться на том пути, который она выбрала ранее. Это элементарные демократические принципы…, я буду своего рода сторожем на этом пути», – сказала президент, добавив: «Я уверена, что народ будут рядом со мной, когда необходимо будет принимать решения по разным направлениям».

«Например, если возникнет необходимость применить вето, любое законодательство, которое будет противоречить нашей европейской перспективе или духу этих рекомендаций, будет использовано это вето, которое действительно можно преодолеть, но оно имеет очень сильный символический вес», – подчеркнула президент Зурабишвили и выразила уверенность, что наряду с настроем народа, «перевесят» риторику правительства. «Демократия означает, что ты либо с народом, и тогда ты сильный, а если ты далек от народа, то ты намного слабее».

В этом процессе президент Зурабишвили также рассказала настроениях западных партнеров и заявила: «Никто не хочет изолировать власть и поставить его в тупик. Все хотят, чтобы власть вернулась на правильный путь… (Кроме того), никто не хочет, чтобы Грузия осталась в стороне от этой великой перспективы». По ее словам, «у нас еще есть окно (возможностей) и необходимо максимально мобилизоваться в направлении этого окна». В этом процессе она подчеркнула важность «общенационального согласия» и заявила, что «это противостояние никому ничего не приносит, оно ни к чему не приводит, оно не дает нам ничего, кроме слабости и очень неприятной картины извне».

Президент Зурабишвили также затронула вопрос ее ассоциирования с «противостоящему властям лагерю» и подчеркнула, что «никто не может этого добиться, потому что где я была, там и остаюсь, с теми же принципами, в том же направлении». «Когда в период (Михаила) Саакашвили началось (движение) к авторитаризму, я встала против этого. Когда здесь начинаются такие же тенденции, я скажу, что нужно».

Президент раскритиковала правящую команду за оскорбительные эпитеты в адрес оппонентов и назвала подобные заявления «очень плохими». Президент Зурабишвили раскритиковала власть за то, что «никто не работает с институтами ЕС». «В целом, есть проблема… например, по этим 12 рекомендациям никто не приехал на первый этап в Брюссель, чтобы поговорить о том, что можно сделать и так далее».

Она также обратила внимание на свой предстоящий визит в Страсбург и сказала: «В апреле я поеду в Страсбург и выступлю в Европарламенте, чего не происходило в последние годы. Нужно, чтобы и наш месседж был там, чтобы дошел до европарламентариев… Ругань в их адрес ни к чему не приводит. Это очень важный институт, который крепнет день ото дня». Зурабишвили также добавила: «Меня больше никто не будет и не сможет заблокировать, потому что я исполняю в этом отношении Конституцию Грузии. Я приму все возможные меры, чтобы двигаться вперед по этому пути европейской интеграции», – сказала президент Зурабишвили, вероятно, намекая на отказы со стороны правительства ей в визитах на Запада в прошлом.

Наконец, по оценке Саломе Зурабишвили, в конце года принятие Грузией статуса кандидата будет совместной заслугой шагов, предпринятых правительством для реализации 12 приоритетов, и грузинского народа, и правительство не может приписывать это своим собственное достижение.

Где сегодня находится власть?

Критику в последнее время со стороны властей в адрес западных партнеров и разговоры о попытках открытия «второго фронта» Саломе Зурабишвили связала с подготовкой к парламентским выборам. «Это в большей степени имеет предвыборную нагрузку и ощущение того, что они теряют поддержку в своем электорате, и это становится все труднее и труднее, и им нужно консолидироваться, и они легче видят консолидацию в этой какой-то «Силе народа», или кем бы они не были, чем в том, чтобы заручиться поддержкой широкой общественности, которая требует от них смелых шагов».

Она также не исключила, что со стороны властей это некая «осторожность» или «игра с Россией, чтобы заставить себя поверить, что Россия будет к нам более снисходительна». «Если кто-то думает так, получается ничего не знает об истории Грузии и отношениях между Россией и Грузией».

«Мы страна, которая оккупирована, где никто не готовит второй фронт, что эта тема — общая тема (действующей) власти, (Инала) Ардзинба, (Сергея) Лаврова, (Маргариты) Симоньян… Какой второй фронт?! (И что), наши западные партнеры призывают нас к войне?!», – спросила президент Зурабишвили и добавила: «Наоборот, все, с кем я встречалась, ни у кого нет желания, чтобы где-то еще было больше дестабилизации… Наоборот, все мечтают о том, чтобы Черное море, Кавказ (были) спокойны. Никто не хочет начинать что-то новое».

По ее словам, аналогичные аргументы используются для жителей оккупированной Абхазии, в тех моментах, когда они выражают недовольство Россией по разным вопросам. «Эти аргументы используют для абхазов… что вы не смейте ни о чем думать, потому что должны быть осторожны с грузинами, у них будут цели возобновить против вас силовые действия», – сказала президент, подчеркнув, что озвученная западными партнерами позиция является противоположностью такой риторике властей Грузии.

Роль Иванишвили в грузинской политике и отношения между президентом и правительством

Саломе Зурабишвили также рассказала о роли основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили в грузинской политике и заявила, что его статус «непонятен» западным партнерам. «Также задается вопрос, где принимаются основные решения… Это ощущение, что где центр принятия решений и никто не знает, где он и кто эти молодые люди (члены правительства), исполнители, озвучители, если они тоже принимают какие-то решения и (если да, то) почему (делают) какие-то «скизофренические» заявления». «Когда премьер-министр приезжает в Европу, он говорит то, что они хотят услышать, а когда он выступает здесь в Парламенте, говорит совсем на другие темы».

«Когда существует вопрос, это само по себе плохо для политической системы, которая должна быть прозрачной в демократической стране… Общественность должна знать ответ, кто несет ответственность за риторику, которая наносит ущерб, и все говорят нам об этом», – пояснила президент Зурабишвили, добавив, что в это должен внести ясность сам Иванишвили. По ее словам, у нее давно не было коммуникации с Иванишвили, хотя такое желание у нее есть.

«Я не пыталась, но сегодня очень хочу, потому что считаю, что так необходимо внести больше ясности в грузинскую политику, если есть способ это сделать. (Кроме того), из-за рубежа поступает много посылов, которые ему, вероятно, нужно узнать и услышать, если он главный (лицо, принимающее решения)», — сказала она.

На вопрос журналиста – «Является ли Бидзина Иванишвили олигархом?» – президент Зурабишвили ответила: «Наверно является в том смысле, что у него есть деньги, влияние на СМИ и политику, в этом смысле он им является». «Но проблема олигархии больше, чем Иванишвили, и проблема Иванишвили больше, чем олигархизм. Проблема в непрозрачности этой политической системы», – повторила она.

«Заявления о введения санкций ничего не значат, важны факты. Во время этого вояжа я таких фактов не слышала, не знаю, есть ли у них такие факты, нужно посмотреть. Я не думаю, что вопрос стоит таким образом. Сегодня (это) больше политические послания — одумайтесь и подходите к делу иначе. Это моя интерпретация», – так президент ответила на вопрос о возможном наложении санкций на Иванишвили.

Президент также рассказала о своих отношениях с правительством «Грузинской мечты» и сказала, что у нее «очень нормальная коммуникация» со всеми министрами, кроме самого премьера. «Нельзя, чтобы в стране не было сбалансированного, нормального функционирования институтов. Демократия — это, с одной стороны, воля народа, избирателей, а с другой — уважение к институтам и как можно больше отношений между институтами, чтобы все работало на благо страны». На вопрос – «Есть ли у самого премьер-министра желание общаться с ней?» – Саломе Зурабишвили ответила: «(Коммуникация) не происходит. Сейчас я не знаю, хочет он этого или нет».

Помилование Ники Гварамия и состояние здоровья Михаила Саакашвили

Отвечая на вопрос о возможном помиловании директора телекомпании «Мтавари архи» Ники Гварамия, президент не исключила такой возможности и сказала: «Я не собираюсь сегодня отвечать на эту тему, в этом эфире. Потому что это дискреционное право (президента) должно быть защищено, а не потому, чтобы что-то скрыть от вас». Она ответила на призывы западных партнеров по этой же теме и заявила: «Я прямо сказала европарламентариям, что мы маленькая страна, это не означает, что такой посыл должен быть ко мне личностно, что давайте, кого-то помилуйте. Никто не имеет права делать это против какой-либо страны… Дискреционное право президента — это дискреционное право президента».

Говоря о состоянии здоровья находящегося в заключении экс-президента Михаила Саакашвили, президент отметила, что ее советники по вопросам здравоохранения ежедневно получают такие сведения по этому направлению. «Я думаю, что это репутация страны и очень важный вопрос для страны… Я не согласна с унизительными действиями по отношению к нему и уверена, что есть какое-то решение, которое можно найти».

«Я говорил за границей, что мне как президенту страны будет очень трудно (говорить), что необходимо вывезти его за границу. Это означает, что ты, как президент этой страны, говоришь, что у нас фактически нет государства, у нас нет медицинских, здравоохранительных средств, и все это ненадежно», – сказала Зурабишвили, добавив: «Поэтому (я думаю, что) это более уместно, чтобы какое-то решение было найдено на месте».

Война в Украине

На вопрос журналиста – «Готова ли она отправиться в Украину?» – президент Зурабишвили ответила, что не раз выражала готовность к поездке в Украину. «Не сложилось по разным причинам, но отношения нормальные. Украинцы очень хорошо знают мою позицию, я всегда являюсь главным озвучителем солидарности по отношению к ним, и за это неоднокрактно получала от них благодарности».

Говоря о возможных последствиях российско-украинской войны, Саломе Зурабишвили отметила, что «Россия уже проиграла эту войну, потому что за это время не смогла выполнить ни одной из своих целей. Она утратила репутацию страны с военным потенциалом, которую никто не мог победить. Никто не знает, каков будет окончательный результат, но (Россия) проиграла много сражений».

Президент также подчеркнула, что когда Украина примет решение и «будет глобальный мирный саммит, Грузия должна занять там свое место, это должны быть совместные усилия. Я полностью поддерживаю это». «Когда будет глобальный саммит, там должно быть достигнуто одно — Россия уйдет со всех территорий, которые она оккупировала и не находятся в пределах ее границ».

Желаемые результаты парламентских выборов 2024 г.

«Коалиционное правительство, спокойное, деполяризованное политическое пространство, где мы можем немного воздержаться от этого языка ненависти, и, естественно, страна, которая получит статус кандидата и будет готова к следующему этапу — присоединению (ЕС), – так президент Зурабишвили отреагировала на вопрос о желаемом результате парламентских выборов 2024 г. и добавила, что не планирует никуда уезжать после выборов.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button