Страсбургский суд принял решение по делу «Угулава против Грузии»
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге 9 февраля опубликовал решение по делу «Угулава против Грузии».
Заявление было подано в Страсбургский суд на основании жалобы Гиги Угулава, мэра Тбилиси во времена правления Национального движения, в которой он утверждал, что его задержание и предварительное заключение «противоречат местному законодательству и являются произвольными». Истец представил утверждения о незаконности своего предварительного заключения, ссылаясь на пункты 1, 3 и 4 статьи 5 Европейской конвенции о правах человека, которые касаются законного содержания под стражей, срока содержания под стражей и справедливости предварительного заключения.
Страсбургский суд установил, что не было нарушения пункта 1 статьи 5 Конвенции в отношении задержания заявителя и последующего содержания под стражей в период с 3 июля 2014 г. по 2 апреля 2015 г. и то же постановление коснулось периода задержания с 4 июля 2014 г. по 15 марта 2015 г. В целом суд пришел к выводу, что представленные заявителем случаи о предполагаемых нарушениях «не являются ни явно необоснованными, ни неприемлемыми по каким-либо иным основаниям».
Заявление Угулава также основывалось на статье 18 в сочетании со статьей 5 Конвенции, где он утверждал, что его предварительное заключение по двум уголовным делам было политически мотивировано. В частности, Угулава утверждал, что его первое предварительное заключение было направлено на то, чтобы помешать ему вести агитацию в поддержку кандидата от Национального движения на пост мэра Тбилиси. Второе предварительное заключение он назвал произвольным, за которым стояли «скрытые цели».
По решению суда нарушения статьи 18 (рамки применения ограничения права) в сочетании с пунктом 1 статьи 5 не установлено. Суд счел затруднительным обосновать доводы истца о том, что период его задержания и содержания под стражей мог преследовать скрытые цели, поскольку Угулава был задержан сразу после предъявления обвинения. Суд также не поддержал утверждение о том, что первое предварительное заключение Угулава было направлено на отстранение его от политической деятельности, указав на то, что он не был кандидатом на выборах и его аргументация была «менее убедительной».
Суд установил нарушение в двух случаях: в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции, которая касается предварительного заключения заявителя со 2 апреля по 17 сентября 2015 г., и в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции, касающейся предварительного заключения с 18 февраля 2015 г. В последнем случае приведен аргумент, что досудебное содержание заявителя под стражей имело достаточные основания. Кроме того, Суд счел, что заявитель «мог испытывать некоторый стресс и тревогу в результате нарушения пунктов 1 и 3 статьи 5».
Таким образом, суд обязал ответчика (Грузия) выплатить Угулава 10 000 евро в качестве компенсации нематериального ущерба.
Комментарии Министерства юстиции и адвоката Угулава
После публикации решения суда в Министерстве юстиции Грузии заявили, что, по заявлению Страсбургского суда, арест Угулава был законным и не имел политической подоплеки.
В ответ министерству адвокат Угулава Отар Кахидзе заявил, что это «неверное» заявление. По его словам, «суд не говорил, что политических признаков не было». Суд заявил, что у них более высокий стандарт идентификации политических признаков и им требуется больше доказательств. Они не сказали, что это не было политически мотивировано. Они сказали, что не могут доказать политическую мотивацию. Это не одно и то же. Это грубая интерпретация».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)