Новости

Комитет министров Совета Европы опубликовал решение по делу Мерабишвили

Комитет министров Совета Европы на своем 1348-м заседании, которое прошло 4-6 июня, обсудил вопрос об исполнении правительством Грузии решения Европейского суда по правам человека по делу предварительного заключения бывшего премьер-министра Грузии Вано Мерабишвили.

Дело в Страсбургском суде касается нарушений, выявленных в контексте уголовных дел, которые были возбуждены против Мерабишвили в Грузии в декабре 2012 года и в январе 2013 года в связи с предполагаемой растратой средств и злоупотреблением властью. Мерабишвили утверждает, что главной целью этих дел было его отстранение от политики.

Как утверждает бывший министр внутренних дел и бывший премьер-министр, политическое преследование в его отношении продолжалось и в период предварительного заключения, когда в декабре 2013 года его ночью вывели из тюремной камеры для встречи с главным прокурором Отаром Парцхаладзе. По словам Мерабишвили, Парцхаладзе лично угрожал ему ухудшением условий содержания в тюрьме и арестом близких к нему людей, если он не дал бы показания против экс-президента Саакашвили и не помог бы следствию в деле покойного премьер-министра Зураба Жвания.

Мерабишвили, который занимал пост премьер-министр в течение нескольких месяцев до поражения Единого национального движения на парламентских выборах 2012 года, был задержан в мае 2013 года и ему инкриминировали обвинения в растрате бюджетных средств и подкупе избирателей. Позже ему было предъявлено еще несколько обвинений, но Мерабишвили отвергает все эти обвинения и называет их политически мотивированными. Городской суд признал его виновным по нескольким делам, в том числе, в сокрытии доказательств по делу Гиргвлиани. Мерабишвили отбывает наказание с октября 2014 года и сроки его заключения под стражей истекают в феврале 2020 года.

Комитет министров СЕ принял к сведению, что дело касается нарушения пункта 3 статьи 5 Европейской конвенции о правах человека (право на свободу и неприкосновенность), что следует из того, что суд Грузии не смог обосновать надлежащим образом решение о продлении срока предварительного заключения заявителю (Мерабишвили), которое опиралось на разумных подозрениях о совершении Мерабишвили одного или нескольких преступлений.

Комитет также отмечает, что дело касается нарушения статьи 18 Конвенции (Пределы использования ограничений в отношении прав) в совокупности с параграфом 1 статьи 5, «поскольку было установлено, что главный прокурор использовал продленный таким образом срок предварительного заключения в целях оказания незаконного давления, для получения от него информации, которая не касалась уголовного дела, производимого в его отношении».

Заместители министров, участвовавшие в заседании Комитета СЕ, «в очередной раз призвали власти (Грузии) обеспечить, чтобы расследование (выявленных нарушений) было должным образом детализированным для того, чтобы были установлены виновные и поставлен вопрос об их уголовной ответственности; Охватить достаточно широкий круг вопросов, чтобы определить, повлиял ли установленный судом (ЕСПЧ) факт превышения полномочий на производство уголовного дела в отношении заявителя, и чтобы расследование было проведено с необходимым усердием и скоростью».

Они также «с обеспокоенность отметили, что национальный суд оставил в силе решение Прокуратуры – не предоставлять заявителю статус потерпевшего на данном этапе (текущего) расследования». Принимая во внимание справку Министерства юстиции о том, что несмотря на решение суда, заявитель получил возможность ознакомления с материалами дела, они «потребовали от власти, пересмотреть вопрос о присвоении статуса потерпевшего, и в любом случае обеспечить, чтобы заявитель пользовался этим правом (уравненным со статусом пострадавшего) в течение всего периода расследования».

Заместители министров также отметили, что «заявитель имел возможность запросить повторное рассмотрение его дела, но Апелляционный суд отклонил его жалобу на том основании, что между нарушениями против него, установленными Европейским судом, и теми решениями, которые он обжаловал, не было установлено существование причинно-следственной связи».

Комитет министров в очередной раз призвал власти Грузии проанализировать необходимость принятия дальнейших мер общего характера, «с учетом тяжести тех выводов, которые были вынесены Европейским судом по правам человека по факту нарушения статьи 18, в совокупности с параграфом 1 статьи 5 Конвенции, в том числе, с учетом результатов нового расследования».

Заместители министров призвали власти Грузии «обеспечить регулярное информирование комитета о дальнейшем развитии вопроса», принимая во внимание, что жалобы заявителя ожидают рассмотрения в Верховном суде Грузии. Вышеуказанную информацию власти Грузии должны представить комитету не позднее 30 сентября 2019 года.

В последний раз Комитет министров СЕ рассмотрел вопрос об исполнении решения ЕСПЧ по делу Мерабишвили в декабре 2018 года.

Комитет министров является исполнительным органом Совета Европы. Его заседания проводятся на уровне министров один раз в год, а на уровне заместителей министров – раз в неделю.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принимает решения по индивидуальным и государственным искам о предполагаемых нарушениях гражданских и политических прав, отраженных в Европейской конвенции о правах человека. После того, как решение ЕСПЧ становится окончательным, оно передается Комитету министров СЕ для контроля за его исполнением.

Предыдущее решение Комитета министров СЕ:

07/12/2018 – Комитет министров Совета Европы принял решение о предварительном заключении Мерабишвили

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button