skip to content
Новости

За заявлением Патриарха о свободе слова последовали политические оценки

Заявление Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии второго о свободе слова в его Рождественском послании вызвало отклики и оценки со стороны политиков.

Католикос-Патриарх в своем Рождественском послании отметил, что «есть большая попытка того, чтобы воцарилось искаженное восприятие свободы слова». По словам Патриарха, «свобода слова является одним из важнейших прав для общества, которое позволяет любому гражданину выражать мнение публично по своему усмотрению», но, по его заявлению, «часто происходит изменение реальности и злоупотребление свободой слова».

«Сегодня люди больше не избегают необоснованного оскорбления других людей, ложь и сквернословие стали обычным явлением. Участилась одна из самых тяжелых форм лжи – осознанная, преднамеренная ложь, клевета, которая иногда от имени правосудия, так приукрашена виртуозно, что слушателя все равно изначально введет в заблуждение», — говорится в послании.

Политические отклики

Председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе откликнулся на Рождественское послание Илии второго и заявил, что «словесное насилие, оскорбление, клевета и сквернословие стали частью повседневной жизни, и это серьезная проблема, которую необходимо зафиксировать и принять соответствующие меры».

По словам главы Парламента, для решения проблемы «в рамках свободы выражения» должны быть приняты «все меры», и работа в этом направлении, в первую очередь, должна быть начата в законодательной части. «Не исключаю, что какое-нибудь решение будет принято хотя бы на весенней (Парламента)», — добавил он.

Лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе также акцентировал внимание на необходимости предоставления обществу правильной информации. По его словам, не вводить общество в заблуждение является моральным долгом каждого человека, но «свободе слова не должно угрожать ничего». «Баланс нужно сохранять именно между этими двумя благами», — добавил он.

Тему свободы слова до Рождественского послания Патриарха в своем новогоднем обращении затронула президент Грузии Саломе Зурабишвили, по словам которой, для того, чтобы в будущем никого другого «не коснулись оскорбления, клевета и язык ненависти, мы должны подумать о том, как защитить свободу слова и достоинство человека одновременно по закону».

В заявлениях представителей правящей команды оппозиция увидела попытку ограничения свободы выражения. По словам представителя Единого национального движения Тины Бокучава, «Бидзина Иванишвили желает, чтобы риторика везде и всегда соответствовала его желаниям».

«Он (Иванишвили) попытается, чтобы максимально ограничить возможность выражения. Насколько посмеют сделать это, это будет уже зависеть от ответа со стороны общества», — заявила депутат.

По словам представителя Европейской Грузии Серго Ратиани, «существуют обоснованные подозрения, что они (Грузинская Мечта) планируют ввести определенные регуляции». «Вызывает обеспокоенность, когда религиозное или Рождественское послание используется по политическому признаку или для ограничения свободы», — заявил он.

Оценки неправительственного сектора

В заявлениях председателя Парламента и президента представители неправительственного сектора также вычитали признаки попытки ограничения свободы слова. По заявлению руководителя Ассоциации молодых юристов Грузии Сулхана Саладзе, заявления президента и спикера Парламента показывают, что «власти выражает готовность в связи с этой темой работать минимум таким образом, чтобы это, предположительно, ухудшило свободу слова и выражения мнений в Грузии».

По его словам, это будет шагом назад по направлению свободы слова и выражения, что нанесет ущерб «грузинскому государству и грузинской демократии». «Здоровая и здравомыслящая часть в Парламенте должна четко заявить о своей позиции, что любые изменения, которые будут связаны с ухудшением прав человека, должны быть отклонены Парламентом», — подчеркнул он.

По заявлению руководителя Демократической инициативы Грузии Георгия Мшвенирадзе, «разговор том, что власти должны быть приняты новые законодательные поправки, или установить регуляции, чтобы клевета стала наказуемой или более строго регулируемой, это означает, что власти решили еще больше вмешиваться в свободу выражения».

По его же словам, действующие сегодня законодательные стандарты «находят абсолютно разумный баланс между свободой слова и честью и достоинством человека», что является «абсолютно достаточным механизмом для защиты прав человека». «Все другие дополнительные регуляции — это вторжение в свободное пространство, что вредит свободе слова и демократическому развитию страны», — заявил Мшвениерадзе в беседе с Civil.ge.

Заявления высокопоставленных представителей власти о свободе слова считает «опасными» посланиями директор Хартии журналистской этики Грузии Ната Дзвелишвили. По ее словам, обществу неверно предоставляется информация о том, что якобы клевета является безнаказанной и остается вне контроля, что не соответствует действительности.

Что касается оскорбительных заявлений и дезинформации, по ее словам, последние не могут подпадать под законодательные нормы в эру современных технологий.

«Не думаю, что власти посмеют сделать клевету уголовно наказуемой и чтобы мы вернулись к состоянию 2004 года, но я ожидаю, что, как и в прошлые годы, в этом году также будут различные инициативы, которые косвенно влияют на свободу выражения», — заявила она Civil.ge.

Законодательные рамки

Согласно грузинскому законодательству, клевета не карается в уголовным порядке с 2004 года и это регулируется Законом Грузии «О свободе слова и выражения». Согласно закону, клевета является заявлением, содержащим по существу ложный факт и наносящим ущерб лицу, порочащим его. Любое лицо может начать гражданский правовой спор в отношении другого лица за клевету. В этом случае бремя доказательств возлагается на него.

Лицо будет привлечено к гражданской правовой ответственности, если истец докажет в суде, что заявление ответчика в его отношении содержит «ложный по существу факт», в связи с чем ему был причинен ущерб.

Согласно тому же закону, на ответчика за клевету может быть возложена обязанность опубликовать решение суда (изменение или отклонение), или компенсация морального/имущественного ущерба, причиненного истцу.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button