З. Абашидзе о сепаратистских регионах Грузии и НАТО

Специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе заявил, что Тбилиси желает наладить прямой диалог с сепаратистскими регионами, но Сухуми и Цхинвали «несвободны в своих выборах» и без «сильных сигналов» со стороны России не смогут действовать независимо.

В интервью РИА «Новости», которое состоялось перед запланированной на четверг встречей с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным в Праге, Зураб Абашидзе заявил, что Москву не должно беспокоить «сотрудничество» Грузии с НАТО, и добавил, что вступление Грузии в НАТО «в ближайшей перспективе на повестке дня… не стоит».

«Если начнется диалог и на самом деле Россия будет способствовать и мотивировать прямой диалог между нами и абхазами, нами и осетинами, мы готовы вот эти вопросы, связанные со статусом, отодвинуть в сторону и вообще их не обсуждать некоторое время, а начать с обсуждения конкретных вопросов: гуманитарных, экономических, бизнес, образование, здравоохранение, вода, газ. Давайте отодвинем эти общие красные линии в сторону и начнем с человеческих проблем», – заявил он.

«Мы всячески стараемся наладить какие-то контакты через общественность, представителей, НПО, прямые контакты с представителями де-факто властей. Но, к сожалению, мы видим, что они несвободны в своих выборах, в своих решениях. Они оглядываются. Мой опыт показывает, что если они не мотивированы, если на самом деле Москва не подает сильных сигналов, что надо начать такой диалог, то они самостоятельно не могут на это решиться. Уровень зависимости от Кремля слишком высок», – заявил Абашидзе.

«Если Москва на самом деле заинтересована или на самом деле решит, что надо способствовать такому диалогу, это мы быстро увидим и заметим», – заявил Абашидзе и добавил, что заявление президента России Владимира Путина, которое он сделал в декабре прошлого года, о том, что Тбилиси должен наладить прямые контакты с Сухуми и Цхинвали, «в принципе, правильное».

Абашидзе заявил, что признание Абхазии и Южной Осетии Россией после августовской войны 2008 года создало «заколдованный круг, из которого выхода не видно».

В связи с обеспокоенностью России относительно НАТО Абашидзе заявил: «Мы хорошо сотрудничаем с НАТО и ЕС, подписали соглашение об ассоциации с ЕС. Мы не считаем и не верим, что вступление в НАТО это перспектива сегодняшнего, завтрашнего или послезавтрашнего дня. Такое сотрудничество хорошо для приближения Грузии к высоким стандартам. То же самое можно сказать о Евросоюзе».

«Мы часто слышим, что наше сотрудничество с НАТО представляет какую-то угрозу. На это мы нашим российским коллегам говорили, что они же хорошо с НАТО сотрудничают. Даже какие-то органы имели специальные, Россия-НАТО, проводили совместные учения, очень плотно политически взаимодействовали в Афганистане, других странах. Были, безусловно, проблемы в этом сотрудничестве, но до последнего периода, пока не произошла драма с Украиной, это сотрудничество довольно успешно осуществлялось. Мы тоже сотрудничали в этом плане, и ничего особо в нашем сотрудничестве не вырисовывалось», – заявил Абашидзе и добавил, что ничего удивительного нет в том, что Грузия желает приблизиться к стандартам НАТО.

«В чем это создает проблему для России? Это военные инфраструктуры? Даже ничего такого в помине нет, откуда вся эта обеспокоенность?», – заявил он.

Когда его спросили о запланированном совместном Тренировочном центре НАТО и Грузии, Абашидзе ответил: «Я понимаю все это, я стараюсь понять, как все это воспринимает Россия, но, повторяю, вся эта обеспокоенность преувеличена. Это учебно-тренировочный центр. Есть такой уже в Сачхере… Но и этот учебно-тренировочный центр, который создается, никакого военного момента не имеет».

Когда журналист сказал ему, что планы прежней и действующей власти Грузии по вступлению в НАТО вызывают обеспокоенность у Москвы, Абашидзе ответил: «В ближайшей перспективе на повестке дня вступление Грузии в НАТО не стоит, это известно всем — и нам, и вам, и Брюсселю. Так что, думаю, надо постараться снять этот эмоциональный фон. Искать дополнительные поводы для осложнения и так сложных отношений за счет этого не стоит».

«Вместе с тем как, вы думаете, в Грузии воспринимается присутствие российских военных баз буквально в 30 километрах от Тбилиси, там настолько мощные группировки стоят… Имея опыт войны 2008 года, как это воспринимает население Грузии? Трудно очень жить в этой реальности, и, безусловно, стараешься искать выход, какую-то поддержку, гарантию безопасности», – заявил он, – «Мы от России отходили ровно в той степени, в которой Россия сама нас отталкивала от себя».

Абашидзе заявил, что эти вопросы не обсуждаются на его встречах с Григорием Карасиным.

По его словам, начавшийся в конце 2012 года формат двустороннего диалога между Тбилиси и Москвой является существенной возможностью коммуникации на том фоне, когда между двумя странами не существует дипломатических отношений для урегулирования гуманитарных, экономических и торговых вопросов.

Но Абашидзе также заявил, что действия России в последнее время, в том числе, подписание договора «о союзничестве и стратегическом партнерстве» с Сухуми и запланированное подписание договора «о союзничестве и интеграции» с Цхинвали создают «очень негативный фон» и «очень осложняют» диалог с Москвой.

Он также заявил, что последние действия России также затрудняют прогресс на Женевских дискуссиях, которые начались после августовской войны 2008 года и сопредседателями которых являются представители ЕС, ООН и ОБСЕ.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Exit mobile version