Новости

Антидискриминационный законопроект принят в первом слушании

Парламент Грузии 17 апреля 110 голосами в первом слушании единогласно принял антидискриминационный законопроект, в который, как ожидается, еще будут внесены изменения на этапе его обсуждения во втором слушании.

Правозащитные организации подвергли критике инициированный правительством законопроект, как неэффективный, так как в нем не отражены эффективные механизмы для осуществления антидискриминационных мер; Документ также подвергли критике консервативно настроенные и радикальные православные группы за то, что в законопроекте «сексуальная ориентация» упоминается в списке сфер дискриминации.

Принятие антидискриминационного закона является одним из требований, выполнить которое Грузия обязалась в рамках Плана по либерализации виз с ЕС с целью получения краткосрочного безвизового режима от Евросоюза.

Правозащитные организации заявляют, что инициированный правительством законопроект существенно отличается от созданного несколько месяцев назад под авторством Министерства юстиции проекта, в подготовке которого активно участвовали неправительственные организации, представители этнических, религиозных или других социальных групп. Они заявляют, что в отличие от первоначального проекта, в предложенном на данный момент проекте исчезла норма, которая предусматривала возможность штрафования физического или юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющего дискриминацию.

Законопроект также подвергли критике и некоторые непарламентские оппозиционные партии и радикальные православные группы, но по совершенно отличающимся причинам. Они настоятельно требуют изъявить из перечня причин дискриминации термин «сексуальная ориентация».

В формулировке законопроекта перечень областей дискриминации не отражается в законченном виде и там же уточняется, что законопроект об искоренении всех форм дискриминации обеспечивает защиту от дискриминации независимо от расы, цвета кожи, языка, пола, возраста, гражданства, происхождения, рождения, места жительства, имущественного или сословного положения, религии или веры, национальной, этнической или социальной принадлежности, профессии, семейного положения, состояния здоровья, ограниченных возможностей, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, выражения политических или других взглядов или других признаков.

Дмитрий Лорткипанидзе, который является кандидатом в мэры Тбилиси от оппозиционной коалиции, созданной под лидерством Нино Бурджанадзе, на комитетском обсуждении законопроекта 16 апреля заявил, что если сексуальная ориентация останется в списке, это будет равносильно «легализации аморального акта». Лорткипанидзе, когда в 2009 году безуспешно боролся за пост народного защитника, в своей программе ставил вопрос о необходимости криминализации гомосексуальности.

Православный священник Давид Исакадзе, который также присутствовал на комитетских слушаниях 16 и 16 апреля, заявил, что предложенный законопроект повлечет противостояние в обществе, так как, как он заявил, этот документ влечет легализацию мужеложства.

«Если это является требованием ЕС для того, чтобы у нас были визы либеральными с европейскими странами, тогда уверяю вас, что лучше, если не будет, чем это повлечет противостояние между людьми и такие отклонения, как мужеложство, превратим в норму», – заявил Исакадзе на слушании в парламентском Комитете по правам человека 16 апреля.

Священник Давид Исакадзе, который ранее не выступал от имени Патриархии Грузии, на комитетском слушании заявил, что он попросит Священный Синод ГПЦ, «передать анафеме» всех тех лиц, которые будут содействовать принятию этого законопроекта.

Для того чтобы избежать нападок со стороны различных консервативных и православных групп, правительство предложило Государственной конституционной комиссии, которая работает над конституционной реформой, рассмотреть инициативу о внесении в Конституцию записи, согласно которой, брак является союзом между мужчиной и женщиной. Однополый брак также запрещен и Гражданским кодексом Грузии, который определяет брак, как «добровольный союз между женщиной и мужчиной с целью создания семьи».

Инициированный правительством законопроект также содержит формулировку, согласно которой, ни одно из положений этого законопроекта не должно рассматриваться таким образом, чтобы это противоречило Конституционному соглашению, подписанному государством и ГПЦ в 2002 году.

Вице-спикер Парламента Манана Кобахидзе, которая представляет партию «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», намекнула, что из-за того, что в первом пункте законопроекта записано, что целью этого законопроекта является «искоренение всех форм дискриминации», уже нет необходимости в том, чтобы уточнять отдельно те основания, которые могут послужить поводом для дискриминации. Данное ее заявление косвенно отражает требования тех групп, которые настоятельно требуют изъятия из перечня «сексуальной ориентации».

Парламентский секретарь правительства Шалва Тадумадзе, который представил депутатам законопроект, ответил, что существует «международный опыт», согласно которому, в документах такого типа фигурирует такой перечень.

Однако Манана Кобахидзе все равно осталась на своей позиции, заявив, что в законопроекте четко говорится, что он охватывает все формы дискриминации, их уже не нужно перечислять. Еще одним депутатом от парламентского большинства Грузинской мечты, который разделял позицию Кобахидзе об изъятии из законопроекта перечня, был Зураб Ткемаладзе от партии Промышленников. Когда Зураб Ткемаладзе спросил Шалву Тадумадзе, возможно ли обсудить вопрос об изъятии списка из законопроекта в ходе второго слушания, парламентский секретарь ответил, что предметом обсуждения может стать расширение или сужение этого списка.

Изменение, которое возможно будет внесено в законопроект во время второго слушания, касается изъятия той части, в которой перечислены те сферы, которые может затронуть этот закон.

В настоящее время в законопроекте записано, что предусмотренные законом требования распространяются на действия публичных ведомств, физических и юридических лиц в «целом ряде сфер» и далее приведен список из 20 сфер, начиная от доступа к занятости и здравоохранению, и заканчивая обороной, спортом и дошкольным образованием.

Бывший депутат Парламента Джонди Багатурия, который в настоящее время входит в коалицию Бурджанадзе, и который также присутствовал на обсуждениях законопроекта, повторял в ходе комитетских слушаний, что эта часть наряду с упоминанием «сексуальной ориентации» допускает возможность того, что люди с «неестественной сексуальной ориентацией» могут стать учителями в детском саду.

На слушаниях 17 апреля несколько депутатов от Грузинской мечты, в том числе Гия Вольский, который является председателем парламентской фракции «Грузинской мечты – Демократической Грузии», спрашивали у парламентского секретаря правительства, по какой причине было необходимо вносить в законопроект список в то время, когда в законопроекте и без того речь идет о том, что это распространяется на «все сферы». Шалва Тадумадзе ответил, что изъятие перечня сфер из законопроекта уже решено.

Несколько депутатов Грузинской мечты на заседании Парламента выразили сильную поддержку антидискриминационному законопроекту.

В своем выступлении депутат Нино Гогуадзе от «Свободных демократов» говорила о значении антидискриминационного законодательства и в целом о значении защиты прав меньшинств.

«В Грузии должно укорениться верховенство закона. Это означает, что перед законом все люди должны быть равны без исключения, независимо от их социального или экономического положения, религиозного верования или этнического происхождения, сексуальной ориентации или политических взглядов», – заявила она, – «Мы, законодатели должны помнить, что если в государстве будет возможно нарушать права какой-нибудь группы, какого-нибудь меньшинства, тогда в таком государстве станет возможным, допустимым и более того, неизбежным нарушение прав самого главного меньшинства и этим главным меньшинством является каждый отдельный человек, т.е. каждый из нас… Права каждого из нас и любого большинства основываются на правах меньшинств».

Она заявила, что «наилучшая часть грузинских традиций» основывается на уважении прав и достоинства других.

«Именно на этих ценностях основывается грузинская культура и поэтому является она европейской. Именно на этих ценностях опирались мы, когда в предвыборный период (в 2012 г.) многие из нас… говорили, что мы не превратим нашу родину в арену противостояния, не будем обращаться с нашими оппонентами так, как, возможно, они заслуживают, а именно так, как этого заслуживает Грузия. И вот, Грузия заслуживает, чтобы быть свободной, цивилизованной страной. И еще, мы боролись самоотверженно и победили. Теперь мы должны самоотверженно работать и если будет необходимо, будем бороться заново ради того, чтобы Грузия стала европейской, демократической страной, чтобы в Грузии укоренились принципы верховенства закона, презумпции невиновности и неминуемости закона, чтобы все были одинаковы перед законом и чтобы не происходило разделение, сортирование, дискриминация людей по какому-нибудь признаку, чтобы в свободной Грузии жили свободные люди, свободные от различных фобий, чувства мести», – заявила она.

Выступление Гогуадзе на заседании депутаты встретили аплодисментами, в том числе и от оппозиционного Национального движения.

Парламентское меньшинство Национального движения подержало предложенный законопроект, однако отметило, что предпочитало, чтобы законодательство было бы более эффективным.

«Этот закон нужен в Грузии», – заявил депутат от Национального движения Гока Габашвили и добавил, что эта необходимость обусловлена тем, что вышедшая из советского пространства страна «загружена стереотипами».

«Всяческая дискриминация, всяческая сегрегация и всяческое порабощение, естественно, являются тормозом, который пока еще не дает нашей стране возможности до конца развиваться свободно. Это, в то же время, является и вопросом безопасности потому, что те люди, которые за пределами нашей страны в том числе, которые желают, чтобы наша страна не была настоящей, истинной, западной, европейской страной, используют именно эти фобии, страхи, стереотипы и совокупность этих фобий, страхов, стереотипов, ненависти называют почему-то грузинскими традициями. На самом же деле грузинские традиции ничего общего не имеют с этими фобиями. Эти фобии, которые укоренились у части нашего общества, являются типично русскими, типично советскими, черносотенскими направлениями», – заявил он.

По словам Габашвили, содействуя этим стереортипам, Россия пытается ослабить проевропейский курс Грузии.

Согласно законопроекту, надзор над обеспечением равноправия возлагается на народного защитника Грузии.

По законопроекту, жалобы о возможных случаях дискриминации должны быть представлены Аппарату народного защитника. Аппарат народного защитника также будет иметь право, по своей инициативе рассматривать такие случаи и не ждать поступления жалобы. Согласно законопроекту, Аппарат народного защитника, в первую очередь, должен сыграть роль посредника между сторонами, чтобы добиться урегулирования без судебного вмешательства; Если такая попытка окажется безрезультатной, тогда Аппарат народного защитника должен направить «рекомендацию» юридическому или физическому лицу по поводу урегулирования проблемы, связанной с дискриминацией; Если данная рекомендация не будет выполнена, согласно законопроекту, Аппарат народного защитника сможет передать дело в суд, но только в том случае, если совершителем дискриминации является «административный орган», а не индивидуальное лицо.

В опубликованном 17 апреля заявлении Аппарат народного защитника приветствовал принятие антидискриминационного законопроекта, но заявил, что для его исполнения потребуется дополнительное финансирование, чтобы наряду с расширением полномочий появилась бы возможность для их эффективного исполнения.

Согласно предложенному законопроекту, жертва дискриминации будет иметь право потребовать через суд компенсации, как денежной, так и неденежной. Но правозащитные организации заявляют, что дискриминационные действия часто не влекут материального ущерба, а доказать нематериальный ущерб, на практике, является сложным делом.

В отличие от предложенного законопроекта, первоначальная версия документа, пока правительство внесло бы в него изменения, предусматривала финансовые штрафы за нарушение антидискриминационного закона (в случае с частным лицом – в размере 100-500 лари и в случае юридического лица – 500-2500 лари).

Правозащитные организации в ходе комитетских слушаний заявили, что без санкций такого типа и других элементов, связанных с эффективным осуществлением антидискриминационных мер, новое законодательство будет иметь малый эффект или совершенно не будет иметь никакого эффекта.

Представитель организации «Сапари», работающей по вопросам семейного насилия, Баия Патараия заявила на комитетском слушании 16 апреля, что без механизма эффективного осуществления законопроект оставляет впечатление, что правительству он нужен только для галочки, чтобы продемонстрировать, что удовлетворено одно из требований с целью либерализации виз, а не для реального урегулирования проблемы.

Депутат Тамара Кордзаия от Грузинской мечты заявила, что принятие этого закона «не является выплатой «дани» кому-нибудь, а основывается на тех ценностях, на которых стоит наше общество».

«Несмотря на то, что в начале реформы всегда идет речь о том, что закон в полной мере не отражает пути реализации тех или иных прав, это все же является шагом вперед с той точки зрения, что мы признаем и мы начинаем работу над искоренением дискриминации, но потом, надеюсь, что в процессе имплементации мы позаботимся над усовершенствованием этого закона и созданием дееспособных и эффективных механизмов для того, чтобы права меньшинств были бы защищены», – заявила Кордзаия на парламентском заседании 17 апреля.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button