Премьер Иванишвили критикует решения по делу о тюремном скандале

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что аргументы, на основании которых главный прокурор Арчил Кбилашвили решил поставить перед судом ходатайство об освобождении от уголовной ответственности участвовавшего в деле тюремного скандала Владимира Бедукадзе, «недостаточны и неубедительны».

В опубликованном 8 июля письменном заявлении премьер-министр обратился к главному прокурору, чтобы тот пересмотрел принятые решения для того, чтобы «может будут найдены правовые возможности для их пересмотра».

Всего 17 лиц были переданы правосудию в связи с тем тюремным скандалом, который имел место незадолго до октябрьских парламентских выборов прошлого года, когда через СМИ были распространены шокирующие видеозаписи о пытках и изнасиловании заключенных.

Тбилисский городской суд 14 июня признал виновными 16 человек, а также удовлетворил ходатайство главного прокурора, который просил освободить от уголовной ответственности Владимира Бедукадзе. Бедукадзе заявил, что некоторые видеоматериалы о пытках заключенных в Глданской тюрьме №8 были сняты им.

Бедукадзе, по словам которого, он тайно вынес видеопленки из тюрьмы и после этого предал их гласности, чтобы обличить нечеловеческое отношение к заключенным, также обвинялся в пытках и нечеловеческом обращении к заключенным.

Главная прокуратура разъяснила 19 июня, что уголовная ответственность с Бедукадзе была снята по той причине, что он помог выявлению «системного преступления», «суть которого состоит в том, что в системе исполнения наказания Грузии имели место систематические избиения, пытки заключенных, сексуальное насилие над ними, унижение и нечеловеческое отношение к заключенным путем оскорбления их чести и достоинства». По заявлению прокуратуры, выявление данного преступления стало возможным в результате того, что Бедукадзе предал гласности видеозаписи, тем самым, «поставив под угрозу не только свою служебную карьеру, но и собственную безопасность». Некоторые депутаты Грузинской мечты также подвергли критике решение главного прокурора.

На проведенной 3 июля пресс-конференции премьер-министр Иванишвили на вопрос о решении главного прокурора в отношении Бедукадзе заявил, что не знал об этом деле, однако отметил, что если это соответствует действительности, это неприемлемо для него. Он также обещал, что изучит этот вопрос и ответит на него позже.

В опубликованном 8 июля письменном заявлении премьер-министр говорит: «лично я никогда не вмешивался и в будущем не собираюсь вмешиваться в какой-либо форме в деятельности прокуратуры. Естественно, тот беспрецедентный уровень независимости от политического руководства страны, который был присвоен прокуратура в течение последних месяцев, теоретически возможно, содержит угрозы и риски допущения определенных ошибок, но я и сегодня твердо верю, что публичный интерес к независимости прокуратуры намного превосходит те негативные результаты, которые могут последовать в отдельных случаях за принятием неправильных, необоснованных решений».

«Что касается дела Бедукадзе, я ознакомился со всеми теми аргументами, которые были положены в основу принятому решению и хочу заявить четко, что лично для меня они недостаточны и неубедительны. Я уверен, что никакого рода особенные обстоятельства не могут послужить основанием для полного освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего пытку», – заявил Иванишвили.

Он также отметил, что у него возникло «ощущение неудовлетворенности» также в отношении «неадекватно щадящих» приговоров, которые наступили в отношении других фигурантов дела.

«Считаю, что это недопустимо, тем более, когда в условиях прежней власти, фактически, была укоренена постоянная практика грубых и массовых нарушений прав человека. По моей оценке, эти решения будут мешать в будущем усилиям, направленным на предотвращение таких тяжких преступлений», – отмечает Иванишвили в своем письменном заявлении.

«Хочу попросить главного прокурора Грузии, который, в отличие от суда, является представителем исполнительной власти и поэтому я могу обратиться лично к нему – еще раз критически пересмотреть принятые решения и если разделит мои соображения, может найдутся правовые возможности для их пересмотра», – заявляет премьер-министр.

Ходатайство главного прокурора по поводу полного освобождения Бедукадзе от уголовной ответственности опиралось на Статью 218 УПК Грузии, которая предоставляет главному прокурору право, обратиться с ходатайством к суду по поводу полного освобождения обвиняемого от наказания «в особом случае», когда в результате сотрудничества обвиняемого со следственными органами была выявлена личность должностного лица и/или лица, совершившего особо тяжкое преступление и непосредственно при его содействии были созданы существенные условия для раскрытия этого преступления. До июня 2011 года главному прокурору запрещалось применять эту статью в отношении дел о пытках и нечеловеческом обращении; Однако 17 июня 2011 года в УПК были внесены изменения, и применение данной статьи стало возможным и в отношении лиц, обвиняемых в пытках и нечеловеческом обращении; В то же время, вновь остался в силе запрет, чтобы данная статья не применялась в отношении осужденных или тех лиц, которые признаны виновными по статьям о пытках и нечеловеческом обращении.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Exit mobile version