24-ий раунд Женевских переговоров
Итоги прошедшего 26 июня 24-го раунда Женевских переговоров вызывают «чувство разочарования и обеспокоенности перспективой этого важного форума», — заявил МИД России.
Грузинские переговорщики, которые категорически противоречат каким-либо изменениям в существующем формате Женевских переговоров, заявили в отношении представителей Цхинвали и Сухуми, что «деструктивный подход некоторых участников» затруднили дискуссии.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани заявил, что некоторые участники упорно пытались достичь изменений в формате с целью перемещения из одной рабочей группы в другую.
На начавшихся после августовской войны 2008 года Женевских переговорах сопредседательствуют представители Евросоюза, ОБСЕ и ООН. В дискуссиях участвуют представители Грузии, России и США, а также Сухуми и Цхинвали, которые формально называются «участниками». Дискуссии проводятся в формате двух рабочих групп, одна из которых обсуждает вопросы, связанные с безопасностью, а вторая – гуманитарные вопросы.
Присутствие всех участников на одном заседании, за пределами рабочих групп, со стороны Тбилиси воспринимается, как изменение устоявшегося формата, против чего выступает Грузия.
Сопредседатели из ЕС, ООН и ОБСЕ заявили в совместном заявлении, что, несмотря на то, что участники в рамках обоих рабочих групп обсудили целый ряд вопросов, они не смогли исчерпать повестку дня из-за «недостатка консенсуса по организационным вопросам».
США, представитель которых также участвует в Женевских дискуссиях, заявили после переговоров: «Сожалеем, что некоторые участники решили прекратить участие во второй рабочей группе, чем и завершили дискуссию по важным гуманитарным вопросам и поставили под вопрос согласованный формат, который продолжался на протяжении почти пяти лет».
Неприменение силы и международные механизмы безопасности являются теми главными вопросами, которые регулярно обсуждаются на Женевских дискуссиях. В рамках последнего раунда продолжилась работа над проектом совместного заявления о неприменении силы, но как отметил грузинский переговорщик, исходя из совершенно несопоставимых позиций, противоречия помешали достижению прогресса.
«Мы конструктивно участвуем в процессе разработки проекта, чтобы отразить нашу принципиальную позицию. И все же, позвольте повторить, что достижение прогресса в наших усилиях станет возможным только в том случае, если российская стороны выступит с декларацией юридического характера о неприменении силы», — заявил первый заместитель министра иностранных дел Грузии.
МИД России в своем заявлении отметил: «Ввиду неконструктивной позиции делегации Грузии не удалось продвинуться в обсуждении текста проекта заявления всех участников женевского процесса о неприменении силы».
Сепаратистский МИД Абхазии заявил, что грузинская сторона «заблокировала» работу над подготовкой совместного заявления о неприменении силы. «Грузинскими представителями было поставлено неправомерное условие о включении в название совместного документа ссылки на необходимость российского заявления о неприменении силы», — заявил абхазский МИД.
Грузия в 2010 году выступила с односторонним обещанием о неприменении силы. Россия отказывается от аналогичного шага, заявляя, что она не является стороной конфликта и вместо этого предлагает Тбилиси и Цхинвали, и Тбилиси и Сухуми подписать юридически обязательные договоры о неприменении силы.
В первой рабочей группе, которая рассматривает вопросы, связанные с безопасностью, грузинская сторона выдвинула вопрос о возведении российскими военными ограждения из колючей проволоки у административной границы Южной Осетии, а также выкапывания рвов у административной границы Абхазии.
Сопредседатели Женевских дискуссий, которые высказали сожаление в связи с проводимыми вдоль административных границ работами, отметили, что это «по распространившейся информации, повлияло на свободу перемещения местного населения и их ежедневную жизнь».
США отметили в своем заявлении после переговоров, что их представитель «присоединился к сопредседателям и грузинским участникам, и выразил глубокую обеспокоенность в связи с ускоренным установлением физических барьеров, и «отметил, что «обустройство таких границ» противоречит международному праву и практике, а также взятым Россией обязательствам в соответствии с Шестипунктовым соглашением о прекращении огня от 12 августа 2008 года».
Министерство иностранных дел России заявило, что Сухуми и Цхинвали не считают необходимым обсуждение вопросов о вынужденно перемещенных лицах и беженцах на Женевских дискуссиях на том фоне, когда Грузия продолжает инициировать в Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, связанной с ВПЛ, а представители сепаратистских регионов не имеют возможности, зафиксировать собственную позицию в ГА ООН.
Один из вопросов, который обсуждался во второй рабочей группе, касался пропавших во время августовской войны 2008 года лиц лиц. Представитель страны председателя ОБСЕ – Украины Андри Дешица приветствовал готовность грузинской и югоосетинской сторон к урегулированию проблемы пропавших лиц. В этом контексте он упомянул проведенную в мае встречу между главным прокурором Грузии Арчилом Кбилашвили и родственниками тех трех пропавших осетин, расследование дела которых возобновили власти Грузии. В то же время, грузинская сторона выдвинула вопрос того молодого человека грузина, который пропал вскоре после августовской войны.
Специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Филипп Лефор, который также является сопредседателем Женевских дискуссий, заявил, что процесс переговоров сопровождался, как прогрессом, так и затруднениями, однако, в конечном итоге, процесс развивается в правильном направлении.
Специальный представитель ООН Анти Турунен заявил, что 24-ый раунд Женевских дискуссий был «открытым и откровенным» и добавил, что, несмотря на очевидные расхождения по определенным вопросам, все участники готовы к продолжению переговоров в формате Женевских дискуссий.
Очередной 24-ый раунд Женевских переговоров намечен на 16 октября 2013 года.
This post is also available in: English ქართული