Новости

Конференция судей избрала членов Высшего совета юстиции

Конференция судей, которая является органом самоуправления судебной власти Грузии, собралась в воскресенье и из своих рядов избрала семь членов Высшего совета юстиции – органа, который курирует судебной системой и обладает полномочиями назначения и освобождения с должности судей, а также осуществления дисциплинарного преследования в отношении судей.

Укомплектование Высшего совета юстиции из 15 членов завершится на текущей неделе после того, как Парламент изберет шести членов, которые не будут судьями, из тех 35 кандидатов, которые были представлены законодательному органу академическими кругами юристов, неправительственными организациями с юридическим профилем, имеющим опыт работы в суде, и Ассоциацией адвокатов Грузии.

Председатель Верховного суда Грузии Коте Кублашвили является членов Высшего совета юстиции по своей должности и руководит им.

Ни одна ранее прошедшая Конференция судей не привлекала такое огромное внимание со стороны СМИ или заинтересованных лиц, как эта последняя конференция. Она была созвана в рамках тех законодательных изменений, которые предусматривают реформу Высшего совета юстиции, в результате которой рядовым судьям предоставляются больше прав, чем ранее, в процессе избрания членов Совета юстиции, в том числе и с той точки зрения, что судьи получили право выдвигать кандидатов в члены Высшего совета юстиции – ранее таким эксклюзивным правом обладал только председатель Верховного суда Коте Кублашвили; В отличие от предыдущих голосований, последнее голосование было тайным.

План по реформы Высшего совета юстиции был представлен коалицией Грузинская мечта, примерно, через месяц после прихода к власти и данную инициативу рассматривала в качестве главного элемента обеспечения независимости судебной системы. После длительных дебатов, многократного внесения поправок и получения экспертизы от Венецианской комиссии Парламент утвердил законопроект в начале апреля, но президент Саакашвили наложил на него вето. После преодоления Парламентом президентского вето закон вошел в силу, так как под ним свою подпись поставил председатель Парламента, в соответствии с законом.

Кроме прекращения полномочий шести членам Высшего совета юстиции, которые не являются судьями, в том числе, четырем депутатам и двум членам, назначенным президентом, по новому законодательству, членство прекращается также и семи из восьми членов совета, которые являются судьями, так как они не удовлетворяют критерии, установленные новыми правилами – являются председателям суда или палат, или членами совета стали не в результате их избрания Конференцией судей, а ее Административным комитетом, состоящим из девяти членов. Свое место в совете сохранил лишь один судья Георгий Шавлеишвили, так как его членство удовлетворяло новым критериям.

Однако новое законодательство также предоставило возможность бывшим членам судьям вновь баллотироваться в совет и вернуть свое членство, если их избрала бы Конференция судей.

Этим правом воспользовались три судьи и двое из них и были избраны конференцией в воскресенье; В результате в Высшем совете юстиции свои должности сохранили – Илона Тодуа, председатель Тбилисского городского суда, и Шота Гецадзе, председатель Палаты административных дел Тбилисского городского суда, который в декабре 2011 года председательствовал на деле о гражданстве тогдашнего лидера оппозиции Бидзины Иванишвили.

В результате, из семи мест пять заняли новые члены, из которых трое являются членами Верховного суда: Заза Меишвили, первый заместитель председателя Верховного суда и председатель Палаты по уголовным делам, а также Леван Мурусидзе и Паата Силагадзе.

Остальными двумя новыми членами являются: Тамара Алания, судья Тбилисского апелляционного суда и Мераб Габинашвили, председатель Тбилисского апелляционного суда и председатель Следственной коллегии того же суда.

Для заполнения вакантных мест было проведено два независимых голосования – одно голосование прошло для заполнения трех мест для тех судей, которые занимали должности председателей палат и коллегий, а второе голосование было проведено для заполнения мест, «выделенных для судей непредседателей».

Правила избрания членов на три места, квотированных для председателей палат или коллегий, стали главным источником расхождений, как перед Конференцией судей, так в ходе конференции, и это исходило из двойных интерпретаций некоторых положений нового законодательства.

Первоначально коалиция Грузинская мечта хотела вообще запретить находящимся на высоких должностях в судебной системе лицам баллотироваться в члены Высшего совета юстиции. Однако после получения рекомендаций Венецианской комиссии, Грузинская мечта согласилась на предоставление такой возможности председателям коллегий и палат, однако в законодательстве было определено, что количество таких судей в Совете юстиции не должно превышать трех.

До сбора Конференции судей Высший совет юстиции 5 июня большинством голосов поддержал и направил конференции для утверждения проект изменений в регламенте Конференции судей, связанный с процедурами избрания членов Высшего совет юстиции, который конференция должны была утвердить перед началом избрания новых членов совета.

Этот проект не поддержали три действующих члена Высшего совета юстиции, депутаты от Грузинской мечты Вахтанг Хмаладзе, Закария Куцнашвили и Шалва Шавгулидзе, которые подготовили альтернативный проект для Конференции судей. Эта альтернатива касалась правил выдвижения тех трех кандидатов, которым закон позволяет совмещать с членством Высшего совета юстиции и должности председателей палат или коллегий.

Депутаты Грузинской мечты в совместном заявлении отметили, что, несмотря на то, что за этих трех членов голосовать будут отдельно, право баллотироваться на эту должность должны иметь без исключения все судьи, а не только председатели коллегий и палат, количество которых в Грузии всего 11. По словам депутатов, расписанное в проекте Регламента это правило является «дискриминационным», так как «несправедливо ставит малую группу судей в явно преимущественное положение в отношении ко всем другим судьям», количество которых составляет 229.

Этот аргумент депутатов Грузинской мечты разделила малая группа судей, которые на Конференции судей активно попытались изменить регламент, однако когда инициатива об изменении регламента была поставлена на голосование, из присутствовавших на конференции 236 судей ее поддержали только 58.

Та же группа судей тщетно пыталась изменить последовательность внесенных в повестку дня конференции вопросов, чтобы сперва проголосовали за вопрос о том, чтобы на Конференцией судей не руководил председатель Верховного суда Коте Кублашвили; Данная группа судей заявляла, что Кублашвили не смог бы действовать, как беспристрастный ведущий. Однако абсолютное большинство участников Конференции судей провалило инициативу о внесении изменений в последовательности вопросов в повестке дня.

На четыре места, «выделенных для судей непредседателей», были представлены 20 кандидатов. Ни один из них не смог набрать 2/3 голосов присутствовавших 236 судей, в результате чего был проведен второй тур.

Этими кандидатами были: Леван Мурусидзе, Илона Тодуа, Паата Силагадзе, Майя Бакрадзе, Диана Берекашвили, Бесо Сисвадзе, Ираклий Адеишвишвили, Бадри Кочламазашвили, Эка Цискаридзе, Тамара Алания, Дурмишхан Жоржолиани, Тамара Замбахидзе, Давид Гибрадзе, Инга Квачантирадзе, Иосеб Багатурия, Заза Мартиашвили, Лали Цанава, Эка Арешидзе, Шорена Гунцадзе и Георгий Гогинашвили; Последние девять кандидатов сняли свои кандидатуры со второго тура после того, как на первом туре получили сравнительно малое количество голосов.

Леван Мурусидзе, Паата Силагадзе (судьи Верховного суда), Илона Тодуа из Тбилисского городского суда и Тамара Алания из Тбилисского апелляционного суда во втором туре набрали наибольшее количество голосов и стали членами Высшего совета юстиции.

Отдельное голосование, которое было проведено для т.н. «судей председателей» на три места, первый заместитель председателя Верховного суда Заза Меишвили был единственным кандидатом, который набрал более 2/3 голосов и в первом же туре был избран членом совета; Еще два кандидата – Мераб Габинашвили, председатель Тбилисского апелляционного суда и Шота Гецадзе, председатель Палаты административных дел Тбилисского городского суда, места в совете получили в результате проведения второго тура выборов.

Подсчет голосов продолжался и после полуночи. Обсуждение вопросов, предусмотренных в повестке дня, продолжится после того, как конференция снова соберется спустя неделю.

Конференции судей на текущей неделе предшествовал обмен мнениями между председателем Верховного суда Коте Кублашвили и министром юстиции Теей Цулукиани. Министр юстиции заявила, что Кублашвили встречается тайно с судьями в гостиницах для беседы о запланированной конференции. На это обвинение председатель Верховного суда ответил также обвинением и заявил, что прокуроры проводят тайные встречи с судьями пред Конференцией судей, что, по его словам, является вмешательством в деятельность судебной власти. При выдвижении взаимных обвинений стороны не называли участников возможных тайных встреч.

О запланированной конференции 5 июня заявление сделал также и посол США в Грузии Ричард Норланд, который отметил, что Грузии предоставляется шанс, усилить судебную систему и обеспечить ее независимость.

«Для того, чтобы эти выборы стали бы на самом деле позитивным шагом для грузинской демократии, жизненно важно, чтобы не произошло вмешательство в выборы внешних или внутренних сил, и чтобы каждый судья имел полную свободу во время принятия решения», – заявил посол Норланд.

«Важно, когда в тюрьме находится такое высокодолжностное лицо, как бывший премьер-министр, чтобы судебная система воспринималась, как совершенно независимая и чтобы были соблюдены требования справедливого суда», – заявил Ричард Норланд.

В Высшем совете юстиции, состоящем из 15 членов, основные решения, такие, как дисциплинарные вопросы и назначение новых судей, принимаются 2/3 голосов списочного состава членов совета.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button