Новости

Изменения в Кодексе труда приняты в первом слушании

Парламент Грузии 19 апреля 75 голосами в первом слушании принял изменения в Кодексе труда, которые, по заявлению правительства, ставят своей целью изменение «несправедливого» трудового законодательства.

Заместитель министра юстиции Александр Барамидзе, который представил законопроект депутатам, заявил, что изменения являются результатом шестимесячного обсуждения, в рамках которых проходили консультации со всеми заинтересованными сторонами – начиная с местных профсоюзов, гражданских общественных организаций и бизнес-лоббистских групп, и заканчивая Международной организацией труда.

«Нашей целью, задачей было и остается одно – защитить разумный и справедливый баланс между интересами работодателя и наемного работника. Действующий закон вообще игнорирует такой баланс. Действующий кодекс является кодексом о том, что не существует Кодекса труда», – заявил он и добавил, что по существующему кодексу, работодатели «имеют права и почти нулевые обязательства», а в отношении наемных работников ситуация с этой точки зрения обстоит совершенно противоположным образом.

По его словам, изменения в этом «аномальном» законе служат его приведению в «цивилизованную кондицию», что также было предвыборным обещанием «Грузинской мечты».

Депутаты от парламентского меньшинства не присутствовали на обсуждении проекта, так как 19 апреля они принимали участие в проведенной в Тбилиси акции Национального движения.

В начале недели Американская торговая палата в Грузии и Международная торговая палата (ICC) опубликовали отдельные заявления, в которых высказали свои замечания относительно законопроекта.

По словам заместителя министра юстиции, несколько их рекомендаций уже предусмотрены в обновленном проекте.

Одно из таких предложений также касалось вопроса, согласно которому, работодатель обязан оформить контракт по любым трудовым отношениям, которые длятся более трех месяцев. Бизнес-компании просили права на оформление годичных контрактов, однако это требование не было предусмотрено авторами в проекте.

Согласно законопроекту, оформление срочных контрактов возможно только в тех нескольких случаях, когда работа связана с выполнением конкретных работ, сезонных работ, в заменой временно отсутствующего на работе сотрудника; а также при необходимости временного увеличения рабочей силы или других объективных обстоятельствах. Последняя формулировка – «другие объективные обстоятельства» в обработанном законопроекте изменена и сформулирована следующим образом: «другие объективные обстоятельства, которые оправдывают цели заключения срочного трудового договора».

Барамидзе заявил, что проект также изменен с учетом замечаний, высказанных лоббирующими бизнес группами относительно вознаграждения за работу во внеурочные часы.

Согласно предложенному проекту, время работы наемного работника, превышающее 40 часов в неделю, будет считаться внеурочным временем, которое будет вознаграждаться по увеличенной почасовой ставке зарплаты.

Бизнес-компании призывали, чтобы этот пункт предназначался бы для тех компаний, которые требовали для себя гибкого рабочего времени.

«Некоторые специфические службы (служба охраны, медицинские учреждения, предприятия, воздушный контроль и т.д.) требуют гибкого рабочего времени в течение недели. На некоторых службах рабочее время может быть более 40 часов в неделю, а следующая неделя может быть менее 40 часов. В некоторых компаниях две недели являются рабочими, остальные две недели – выходными, и для наемных работников такой график приемлем и желателен по законодательству, должна существовать возможность, чтобы по соглашению между сторонами, рабочее время в неделе определялось более, чем 40 часов, и это должно компенсироваться соответствующим временем для отдыха», – заявила Американская торговая палата.

Заместитель министра юстиции Александр Барамидзе заявил, что к положению о внеурочной работе добавлен новый пункт, согласно которому, если компании нужна работа в сменах, работодатель и наемный работник имеют право оформить контракт о работе посменно с тем условием, что у наемного работника будет соответствующее время для отдыха.

Барамидзе выразил надежду, что представители бизнеса надлежащим образом оценят встречные шаги правительства.

Американская торговая палата также выразила обеспокоенность в связи с тем, что компании не будут иметь право вкладывать в трудовой договор взаимосогласованное условие, которое запретит наемному работнику использовать полученные во время трудовых отношений конфиденциальное знание и информацию в течение определенного времени после ухода с работы, а также передавать их работодателю конкуренту.

Барамидзе заявил, что для урегулирования этого пункта в проект был добавлен пункт, согласно которому, наемный работник не будет иметь право перейти на новую работу в конкурентную компанию в течение шести месяцев после прекращения контракта с предыдущим работодателем с тем условием, что последний будет обеспечивать бывшего сотрудника в течение шестимесячного периода вознаграждением в том размере, который существовал до прекращения трудовых отношений с ним.

В проекте перечислено более 12 обстоятельств, которые могут послужить причиной прекращения контракта; Однако этот список не содержит пункта, который предусмотрен в существующем кодексе и который дает право работодателю освобождать сотрудника с работы без причины.

В перечень перечисленных в проекте причин входят: экономические обстоятельства, технологические или организационные изменения, которые обуславливают сокращение рабочей силы, необходимой для производства; увольнение с должности/работы по собственной инициативе наемного работника; несоответствие квалификации или профессиональных навыков наемного работника с занимаемой должностью; грубое нарушение обязательств, что делает невозможным продолжение трудовых отношений; систематическое нарушение обязательств, если в отношении наемного работка уже была применена какая-нибудь мера дисциплинарной ответственности; а также другие объективные обстоятельства, которые оправдывают прекращение трудового договора. Последнее условие, по первоначальному проекту, имело следующую формулировку: №другие объективные обстоятельства».

В число других изменений в трудовом законодательстве также входит искоренение дискриминации любого типа, усиление того механизма, который предоставляет наемным работкам возможность, собрать информацию об условиях работы, а также вопросы, связанные с трудом несовершеннолетних и безопасностью наемных работников.

В опубликованном 19 апреля Государственным департаментом США докладе о положении прав человека в Грузии, который охватывает 2012 год, говорится, что со стороны правительства имело место нарушение фундаментальных прав на труд, что выразилось во вмешательстве в свободных объединениях тружеников, в необоснованном увольнении с работы, во вмешательстве в сборе членских взносов, и запугивании и преследовании активистов трудовых коллективов, что, согласно докладу, было заметно, в основном, до октябрьских выборов.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button