Новости

Цулукиани обсудила с судьями инициативу о создании Комиссии по установлению недостатков

Ошибки и недостатки в правосудии в прошлом в большей степени были виной прокуратуры, чем судебной системы, так как первая оказывала влияние над вторым, – заявила министр юстиции Грузии Теа Цулукиани на встрече с судьями 16 марта.

Целью встречи, прошедшей при содействии Программы развития ООН, было обсуждение подготовленного Министерством юстиции того законопроекта, который ставит своей целью сформирование Комиссии по установлению недостатков правосудия.

Законопроект предусматривает создание Временной государственной комиссии по установлению недостатков правосудия в составе 15 членов на трехлетний срок с возможностью продления ее работы, максимум, на один год.

Членов комиссии должны будут представить парламентские фракции и Парламент должен будет утвердить их, как минимум, 76 голосами.

Члены комиссии будут пользоваться неприкосновенностью, аналогичной депутатскому иммунитету; Аналогично судьям, и в их отношении будет распространяться правило, которое запрещает одностороннюю коммуникацию.

Комиссия будет правомочна изучить заявки, поданные теми лицами, кто считает, что их несправедливо осудили по тем делам, которые касаются «тяжких» и «особо тяжких» преступлений; осужденные «за менее тяжкие преступления» также будут иметь право попросить пересмотра их дел в том случае, если им присуждено лишение свободы.

Согласно законопроекту, комиссия также будет правомочна изучить и дела гражданского и административного судопроизводства, возникшие в результате спора на сумму более 100 тысяч лари.

Комиссия также будет иметь право рассмотреть такие дела, которые были урегулированы в результате процессуальной сделки, в частности, оценить, были ли составлены эти процессуальные сделки с соблюдением установленных законом процедур.

Согласно закону, если комиссия заключит, что имел место недостаток правосудия, дело передается суду, который должен рассмотреть дело на основании новых доказательств.

«На основании заключения комиссии о наличии недостатка правосудия, суд, на основании уголовного, гражданского или/и административного процессуального законодательства Грузии, рассматривает вопрос о пересмотре вердикта или других судебных решений в связи с заново выявленными или заново обнаруженными обстоятельствами», – говорится в законопроекте.

Председатель Верховного суда Коте Кублашвили, который также участвовал во встрече 16 марта, в своем вступительном слове приветствовал тот факт, что такая инициатива будет рассматриваться при активном участии представителей судебной системы.

По его словам, ошибки прошлого должны быть урегулированы правовым путем, что не должно вызвать еще большее количество ошибок в будущем.

«Я не хочу допустить, чтобы те ошибки, которые были и которые, еще раз повторяю, происходят в любой другой стране, были бы исправлены таким путем, который был бы еще одной ошибкой. Поэтому, наши замечания направлены именно на те основные пункты, которые мы считаем, что по нашему мнению, охватываю именно такие недостатки», – заявил Кублашвили.

Он подчеркнул, что если комиссия, создание которой планируется, решит, что в деле имел место недостаток правосудия, это не должно стать причиной того, чтобы против судьи, вынесшего вердикт по данному делу, началось осуществление дисциплинарных мер.

В своем вступительном слове, после чего обсуждение продолжилось в закрытом режиме, министр юстиции Теа Цулукиани отметила, что у нового правительства есть амбиция, чтобы «в вашем лице в Грузии раз и навсегда сформировался независимый и беспристрастный суд».

«Эта встреча мне нужна для того, чтобы сказать вам об этом не с экрана, а напрямую, и убедиться в том, что у вас имеется такая же амбиция», – заявила Цулукиани.

«Вы являетесь теми людьми, кто от имени Грузии, и соответственно, от имени народа принимаете решения и то время, которое я провела в Страсбургском суде, я читала все это время принятые вами решения. Думаю, что проблемой прежней власти не был ни президент и ни какой-нибудь из министров. Проблема прежней власти в заключалась в прокуратуре и суде, которые реально были в несправедливой связи с друг с другом и те незаконные, несправедливые судебные решения, которые могли быть вынесены, я везде об этом говорю и скажу также и вам, это было виной суда не в такой степени, в какой степени было виной прокуратуры, но суд все равно не сможет избежать своей доли ответственности. Под ответственностью в этом случае, естественно, я имею в виду условную», – заявила министр юстиции.

«Ошибки были, эти ошибки не являются только вашими ошибками, это проблема всех нас, и это единственный механизм, который мы придумали для исправления этих ошибок таким образом, чтобы не создавалась в стране структура параллельного правосудия, и чтобы вновь судье предоставить возможность для исправления имевшей место в прошлом ошибки», – обратилась Цулукиани к судьям.

«Эта комиссия вместе с судом создаст такую крупную правовую практику и культуру, которые нужны Грузии для того, чтобы в будущем существовал полноценный правовой механизм исправления судебных ошибок. В любой стране может произойти судебная ошибка, но это должно быть исключением, а не правилом», – добавила она.

«Сегодня мы имеем десятки тысяч жалоб в связи с тем, что имела место судебная ошибка. Это нуждается в изучении», – заявила министр юстиции, – «Если из десятков тысяч жалоб хотя бы двадцать или тридцать случаев принесут результат посредством этой комиссии, и дело будет раскрыто заново, мы можем считать, что та претензия, которая была у нашего избирателя, что я видела своими глазами и сама же слышала, была реальностью и эта претензия заключалась в том, что судья не был свободным».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button