Генеральная прокуратура и Минюст Грузии объединяются
Согласно конституционным поправкам, Генеральная прокуратура будет присоединена к Министерству юстиции Грузии, и объединенное ведомство войдет в состав правительства страны.
Конституционные поправки, которые были инициированы в июле, сегодня были приняты Парламентом в первом чтении.
Конституционные поправки, которые были инициированы еще в июле, сегодня в первом чтении обсуждались в Парламенте.
По заявлению председателя Юридического комитета Парламента Павле Кублашвили, в результате этих поправок, прокуратура займет свое «естественное» место в структурах исполнительных властей, и у Парламента будет больше механизмов ее контроля. До 2004 года прокуратура была частью судебной власти.
По словам Кублашвили, если сегодня Парламент имеет право лишь на согласие при назначении генерального прокурора, и «не обладает никаким политическим контролем над прокуратурой, в результате изменений, законодательный орган будет осуществлять постоянный надзор над системой прокуратуры так же, как и над другими министерствами».
Парламентское меньшинство считает «неубедительными» аргументы правящей партии, и заявляет, что эти поправки будут иметь такой же негативный эффект на развитие демократических процессов в стране, как это было в процессе формирования одного ведомства из МВД и Министерства безопасности.
«Мы не поддерживаем эти поправки», — заявил от имени меньшинства депутат Гия Цагареишвили.
По заявлению меньшинства, поправки еще больше увеличат полномочия президента.
Согласно новому закону о прокуратуре, который прилагается к конституционным поправкам, объединенное ведомство возглавит министр юстиции – генеральный прокурор.
Он, как и все другие министры, будет представлен на назначение премьер-министром с согласия президента, хотя, эксклюзивным правом на его освобождение с должности будет обладать президент.
Министр юстиции – генеральный прокурор, в подчинение которого войдет прокуратура, как подведомственное учреждение, станет лицом, определяющим политику в сфере прокуратуры, которому будут предоставлены полномочия на принятие основных решений, в том числе и таких функций, как правовое преследование лиц высшей должности – президента, членов правительства, народного защитника, судей и т.д.
Хотя, в новом ведомстве будет введена одна новая должность – пост главного прокурора, которого назначает и освобождает с должности снова президент. Срок полномочий главного прокурора не определен.
Функции главного прокурора ограничиваются, в основном, организационно-процессуальной деятельностью, и он не будет подотчетным перед Парламентом.
«Он (главный прокурор) не является лицом, принимающим политические решения», — заявил в ходе обсуждения парламентский секретарь Гия Хурошвили, — «Он просто будет организовывать и руководить деятельностью прокуратуры».
Предметом споров и дальнейших консультаций вокруг этой законодательной инициативы является судьба входящих в подчинение Министерства юстиции Департамента по отбыванию наказания, Бюро по экспертизе и Казначейской адвокатуры.
Согласно представленной законодательной инициативе, Департамент по отбыванию наказания вместе со Службой пробации сформируется в качестве независимой структурной единицы, и будет подчиняться непосредственно президенту. Аналогичный поход проявили и к Бюро по экспертизе инициаторы поправок.
Но, Казначейская адвокатура останется в структуре Министерства юстиции, что по заявлению парламентского меньшинства, вызовет конфликт интересов в системе, так как обвинение и защита будут представлены в одном ведомстве.
«Мы продолжим обсуждение этих вопросов, и ко второму чтению решим формы будущего функционирования этих служб», — заявил Павле Кублашвили.
В то же время, сегодня Парламент Грузии в первом чтении проголосовал за второй проект конституционных поправок, согласно которым число депутатов, необходимое для создания парламентской фракции сокращается с 7 до 6 человек.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)