Новости

Грузинский эксперт о необходимости обсуждения вопроса о независимости Абхазии

Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе выступил с совершенно отличающейся позицией на счет будущих отношений между Тбилиси и Сухуми и заявил, что Грузии следует приступить к рассмотрению вопроса о предоставлении Абхазии независимости.

Такое мнение совершенно необычно и нетрадиционно в той публичной дискуссии, которая велась в грузинском обществе на протяжении многих лет по вопросу Абхазии и краеугольным камнем которой является принцип территориальной целостности Грузии.

Арешидзе заявил, что осознает, какая критика может последовать за этим его предложением, и что тем самым он настроит против себя многих людей. Но, по его словам, необходимо предпринять неординарные шаги, чтобы «спасти абхазов» и дистанцировать их от Москвы. Об этом он сказал в интервью грузинской газете «Резонанси», которое было опубликовано в номере от 15 июня.

Ниже приводится полный текст перевода интервью с грузинского языка:

«Резонанси: В каком контексте вы считаете необходимым признание независимости Абхазии?

Мамука Арешидзе: Существующая сегодня в Абхазии ситуация не дает никакого повода для оптимизма. Грузинское общество привыкло к мысли, что Абхазия вернется в состав Грузии, но это может затянуться на многие годы. С этой точки зрения вопрос Абхазии стоит намного сложнее, чем Южной Осетии, так как возвращение этой территории в состав Грузии выглядит более реальным, чем Абхазии.

Резонанси: Какую ситуацию в Абхазии вы имеете в виду?

Мамука Арешидзе: Сегодня в Абхазии стремительно ведется изменение демографической картины; Сегодня в Абхазии в меньшинстве находятся абхазы. Несмотря на то, что они говорят, что по численности они на первом месте, реально абхазы в своих рядах насчитывают самое меньшее количество, нежели представители другого этноса. Если этот процесс так же и продолжится, через 10-15 лет абхазы будут не только в меньшинстве, но их вообще не будет на территории Абхазии. Поэтому нам нужно предпринять особые меры не для того, чтобы вернуть Абхазию, а для того, чтобы вернуть абхазов. Во всяком случае приостановить их ассимиляцию на территории Абхазии.

Это нужно сделать не потому, что кто-то проливает слезы – абхазы уничтожаются и нужно их спасти; Это было бы лицемерием. Тут есть меркантильный подход. Если мы хотим вернуть абхазов, мы должны их спасти.
Резонанси: в чем выражается демографическая катастрофа абхазов, приостановление которой вам видится ценой признания их независимости со стороны Грузии?

Мамука Арешидзе: И без того не удастся вернуть Абхазию, если оставим в таком положении, в котором они находятся сейчас. Россия форсировано меняет демографическую картину абхазов. Примером этого является хотя бы военное соглашение между Россией и Абхазией, согласно которому, каждый военный, который служит в пограничной части в Абхазии, после ухода в запас имеет право получить земельный участок в Абхазии или квартиру. Из-за этого российские пограничные части в Абхазии переполнились офицерами, не имеющими квартиры. Приезжают из очень многих краев России (из Мурманска, Владивостока…) именно по этой причине.

Это означает, что через 2 года Абхазия получит огромное количество российских граждан. Не только пограничники, но и находящиеся в других военных частях офицеры или генералы (представители оборонного ведомства) привозят семьи и обживаются там.

Кроме того, это касается не только военных. Даже Российская Церковь, несмотря на то, что не вмешивается в церковную жизнь на территории Абхазии, направляет различных пилигримов в Абхазию, которые остаются в качестве общины пилигримов. Пока что эта община составляет 20-30 человек, но их численность возрастает прогрессивно.

Резонанси: И все же, предоставление Абхазии независимости не является ли громко сказанным с вашей стороны?

Мамука Арешидзе: Я не говорю, что мы должны предоставить прямо независимость и закончить на этом. В контексте предоставления независимости мы должны выдвинуть какие-то условия, например, возвращение беженцев. Выдвижение условий – это уже тема переговоров. В случае признания независимости мы прямо получаем, так сказать право сесть за стол переговоров с абхазами. А в ходе переговоров многое станет ясным. Это будет единственной возможностью для того, чтобы мы поговорили с абхазами в присутствии международного общества без России.

Резонанси: Насколько это реально в условиях сегодняшних властей?

Мамука Арешидзе: Не то чтобы в условиях сегодняшних властей, а в условиях сегодняшнего общества необходимо преодолеть многие сложности, так как многие люди пойдут против меня. Я хочу сказать одно: время традиционных подходов ушло. Наш соперник, который обладает очень многими ресурсами, как в политике, так и в дипломатии и военной сфере, во всех действиях опережает нас. Исходя из этого, мы должны сделать такой неожиданный ход, который обезоружит нашего соперника. То есть произведет определенное дистанцирование между нашим соперником и абхазами.

Я готов принять эту критику в том случае, если будет начат формат прямых грузино-абхазских переговоров о признании независимости. Никто не должен думать, что я согласен и считаю, что признание независимости Абхазии это политический шаг и все на этом. Считаю, что в контексте независимости обязательно должны быть какие-то конкретные условия. В первую очередь, вопрос вынужденно перемещенных лиц. Т.е. хочу подчеркнуть: сперва должен быть создан формат переговоров по теме признания независимости Абхазии, а условия должны быть определены после этого.

Резонанси: Не считаете, что в случае признания независимости Абхазии может быть поставлен также и вопрос о признании независимости Южной Осетии?

Мамука Арешидзе: Вопрос Южной Осетии совершенно другой категории. Та проблема, которая есть у абхазов, осетин не беспокоит. Кроме того, оккупированная Россией эта территория чисто военная территория. Там не стоит на повестке вопрос выдворения осетин из региона и их исчезновение. А в случае Абхазии этот вопрос стоит, несмотря на то, что они сами этого не признают».

This post is also available in: English ქართული

Back to top button