АМЮГ: Штрафы, наложенные на участников протеста, являются грубым нарушением права на свободу собраний
Ассоциация молодых юристов Грузии заявила, что штрафы, наложенные властями на участников протеста, представляют собой «грубое нарушение» права на свободу собраний и выражения мнения. По заявлению организации, с 28 ноября 2024 года, когда в Грузии начались массовые протесты, по 18 марта 2025 года сумма штрафов, выписанных властями протестующим, обвиняемым в перекрытии дорог, достигла 2 000 000 лари.
АМЮГ называет штрафы «драконовскими» и утверждает, что власти используют «перекрытие дорог» как формальный повод для наказания участников протестов.
В первые месяцы протестов власти «Грузинской мечты» изменили конкретную правовую норму в Кодексе Грузии об административных правонарушениях и увеличили штраф за перекрытие дороги в десять раз — с 500 до 5000 лари.
АМЮГ отмечает, что в последнее время власти используют большое количество камер идентификации, установленных в Тбилиси. «Как правило, единственным доказательством в таких случаях являются фотографии, сделанные с камер распознавания лиц, которые, во многом игнорируя соответствующий контекст, считаются судом достаточным доказательством, чтобы признать человека нарушителем», — заявляет АМЮГ.
«Практика штрафования демонстрантов за блокирование дорог во время стихийных собраний является грубым нарушением права на свободу собраний и выражения мнений», — заявляет организация, добавляя, что применение высоких штрафов свидетельствует о серьезном отступлении от демократии в стране.
Штраф в размере 5000 лари более чем в два раза превышает средний месячный доход в Грузии. Огромные штрафы стали предметом резкой критики со стороны активистов-правозащитников, которые утверждают, что они являются репрессивным инструментом, используемым властями «Грузинской мечты» для подавления протестов.
Многие из оштрафованных утверждают, что они не перекрывали дорогу и их оштрафовали несправедливо просто за участие в протесте. Были случаи, когда журналистов штрафовали за блокирование дороги при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Многих протестующих даже штрафовали по нескольку раз.
Протестующим удавалось оплатить штрафы в основном за счет общественных фондов. Однако 17 марта по требованию прокуратуры счета трех таких фондов были заморожены. Согласно заявлению прокуратуры, фонды потратили более 2 миллионов лари на «финансирование незаконной деятельности».
Центр социальной справедливости расценил заморозку средств как «политически мотивированное» действие, которое «несправедливо приостанавливает работу конкретных организаций гражданского общества и в итоге направлено на снижение нынешнего уровня протеста в стране и наказание участников протестов».
По теме:
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)