НПО критикуют решение суда о предоставлении доступа к банковской информации движения «Выбирай Европу»
Местные неправительственные организации 16 сентября осудили решение Тбилисского городского суда, который предоставил Антикоррупционному бюро право доступа к персональным данным и банковской информации основателей и частных лиц гражданского движения «Выбирай Европу».
Заявление АМЮГ
Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) заявила, что в соответствии с международными стандартами в ходе избирательных процессов наряду с политическими субъектами важную роль играют «непартийные участники кампании» (третьи лица), которые имеют право «собирать пожертвования и выражать свои взгляды в рамках свободы выражения мнений».
Несмотря на то, что существуют определенные «разумные» и «пропорциональные» правила и ограничения, которые государство может применять при должном обосновании, они не обязательно должны ограничивать права «третьих лиц». Государство должно воздерживаться от «чрезмерного и произвольного контроля», и эти ограничения должны быть соразмерными и соответственно обоснованными.
АМЮГ также отмечает, что в мандат Антикоррупционного бюро входит мониторинг финансовой деятельности трех типов субъектов – политических партий, избирательных субъектов и лиц, задекларировавших предвыборные цели. Оно имеет право истребовать информацию, за исключением государственной тайны, от любого лица и может обратиться в суд с запросом информации, не относящейся к публичной информации. Обращение Антикоррупционного бюро должно быть обоснованным. Бюро должно указать основание и цель запроса информации, период и объем запрашиваемой информации, — отмечают в организации.
АМЮГ отмечает, что к ходатайству не прилагается документ, который бы подтверждал начало процесса мониторинга по любому из перечисленных субъектов. Вместо этого бюро называет деятельность движения «Выбирай Европу» «такими предвыборными политическими действиями, которые служат цели воздержания от поддержки конкретной политической партии». Соответственно, правовые нормы, применимые к пожертвованиям, распространяет на его активности. «Согласно обоснованию бюро, организация проводит кампанию по воздержанию от поддержки конкретного избирательного субъекта. Бюро не поясняет, какая норма дает право на подачу запроса на информацию, чтобы процесс мониторинга проводился не против субъекта, предусмотренного конкретным законом, или какой нормой предоставлены полномочия, распространить свой мандат на норму, установленную пунктом 4 статьи 25 органического закона», — заявляет АМЮГ.
АМЮГ также отмечает, что бюро должно обосновать, а суд должен учитывать не только цель запроса информации, но также необходимость объема информации и ее соответствия цели, чего в данном случае ни бюро, ни суд не сделали».
Организация заявляет, что полномочия финансового надзора, связанные с прозрачностью доходов, не должны использоваться для ограничения гражданской активности или свободы выражения мнений, что важно для подотчетности власти посредством публичных дебатов. Особенно важно обеспечить свободное распространение информации, охраняемой конституцией, в период выборов, — отмечают в наблюдательной организации.
В организации заявляют, что отсутствие институциональной независимости Антикоррупционного бюро вызывает опасения по поводу произвольной реализации его полномочий, особенно когда его решения необоснованны. Это подрывает доверие общества к этому институту. В такой ситуации «тем более важно, чтобы суд выполнил функцию баланса и гаранта защиты прав и обеспечил справедливое и беспристрастное рассмотрение дела». Однако в данном случае «суд первой инстанции не выполнил возложенные на него функции. Приказ, полученный судом, не дает ответа ни на один вопрос, имеющий значение для дела».
АМЮГ призывает Антикоррупционное бюро и суд руководствоваться требованиями закона и правовыми принципами, осуществлять свою деятельность на основе надлежащего обоснования и оценивать риски несоразмерного ограничения основных прав граждан в процесс мониторинга.
Оценка «Демократической инициативы Грузии»
В «Демократической инициативе Грузии» также отреагировали на решение Антикоррупционного бюро и отметили: «считаем, что решение Антикоррупционного бюро начать проверку личных финансовых счетов гражданского движения и его основателей из-за заявлений об уходе Грузинской мечты из власти, совершенно незаконно и представляет собой грубый и беспрецедентный случай нарушения свободы слова».
По заявлению организации, бюро рассматривает движение «Выбирай Европу» в качестве лица с заявленной политической целью и намерено осуществить его финансовый мониторинг. «В подтверждение этого Антикоррупционное бюро указало в ходатайстве содержание гражданской деятельности, проводимой «Выбирай Европу» и публичные заявления ее учредителей, которые суд впоследствии счел предвыборными политическими действиями, которые служат цели воздержаться от поддержки конкретной политической партии – «Грузинской мечты», — говорится в заявлении организации. Однако, согласно Органическому закону Грузии «О политических объединениях граждан», «заявленная цель выборов — это фактическое обстоятельство, когда желание конкретного лица прийти к власти путем участия в выборах очевидно». Согласно тому же закону, ограничения, предусмотренные этим законом, не могут быть использованы против свободы слова, гражданской активности и предвыборной агитации.
В организации считают, что действия Антикоррупционного бюро и решение суда нарушают право как самой организации, так и ее учредителей на свободу выражения мнений и личную жизнь.
В организации заявляют, что будут защищать права движения «Выбирай Европу» в Апелляционном суде, и считают, что Антикоррупционное бюро должно прекратить интерпретировать закон «О политических объединениях граждан» против свободы слова и использовать собственный мандат для репрессий. Организация утверждает, что Тбилисский апелляционный суд должен признать решение суда первой инстанции незаконным.
По теме:
- 27/08/2024 – Глава Антикоррупционного бюро требует финансовой прозрачности от оппозиционных партий, а также от IRI и NDI
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)