Новости

Хронология событий вокруг телекомпании «Рустави-2»



Телекомпания «Рустави-2». Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge

Спор о правах на владение телекомпанией «Рустави-2» берет свое начало с 2004 года – с того времени телекомпания поменяла множество владельцев путем спорных сделок. Но спор принял правовой характер спустя десятилетие, когда один из бывших владельцев Кибар Халваши в начале августа 2015 года начал судебный спор с требованием возвращения ему своей доли в компании. Последний кризис в определенной степени ослаб после того, как менеджменту телекомпании «Рустави-2» восстановили приостановленные полномочия.

Ниже приведены события, развивающиеся вокруг телекомпании «Рустави-2» после того, как Кибар Халваши внес иск с Тбилисский городской суд.


5 августа

Адвокат Кибара Халваши, который владел телекомпанией в 2004-2006 гг., заявил, что его клиент внес иск в Тбилисский городской суд и требует возвращения своей доли в вещательной компании; Халваши заявил, что в конце 2006 года тогдашние власти страны вынудили его уступить свою долю в телекомпании. Иск Халваши осудили сама телекомпания «Рустави-2» и оппозиционные партии, в том числе, активнее всех, Национальное движение, и этот иск назвали политически мотивированным планом правительства, который ставит своей целью, в конечном итоге, завладеть оппозиционно настроенным телеканалом и вынудить его замолчать. Правительство и представители правящей коалиции Грузинская мечта постоянно отвергали эти обвинения и заявляли, что это спор между частными субъектами, с которым власти не имеют ничего общего.


7 августа

Стало известно, что суд опечатал имущество телекомпании «Рустави-2» в рамках иска Халваши. Решение судьи Тбилисского городского суда тамаза Уртмелидзе запрещает нынешним владельцам телекомпании продавать свою доли в компании, также продавать или выдавать в аренду техническое оснащение телекомпании, автомобили и другое имущество. Согласно тому же решению, генеральному директору телекомпании Нике Гварамия и финансовому директору Кахе Дамения было ограничено выполнение действий, связанных с управлением и руководством телекомпанией.


30 сентября



Телевизионный кадр, на котором изображены владельцы 91%-ой доли телекомпании «Рустави-2», братья Леван (слева) и Гия (справа) Караманишвили в ходе их первого и пока что единственного телевизионного интервью, которое было записано телекомпанией «Рустави-2» в Украине и выпущено в эфир в начале ноября.  

Владельцы «Рустави-2», братья Леван и Гия Карманившили владеют 51% акций телекомпании косвенным путем, посредством телекомпании «Сакартвело»; Они также владеют и 40% акциями «Рустави-2».

Арест имущества телекомпании «Рустави-2» помешал намерению братьев Караманишвили продать вещательную компанию за 400 000 долларов США родственнику бывшего министра обороны Давида Кезерашвили, в результате чего, покупатель стал бы владельцем 51%-ой доли телекомпании. Согласно той же сделки, до февраля 2017 года в телекомпанию должна была быть осуществлена инвестиция в размере 6 млн долларов США с целью обеспечения работы телекомпании. Генеральный директор «Рустави-2» Ника Гварамия, который во время правления президента Саакашвили занимал высокие должности в его администрации, заявил, что данное решение суда оставило телекомпанию без жизненно важной инвестиции. Судью Тамаза Уртмелидзе, рассматривающего дело «Рустави-2» в Тбилисском городском суде, он обвинил в выполнении поручений бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили; По словам Гварамия, судья был подкуплен миллиардером Иванишвили. «Земля под ногами судьи Уртмелидзе будет гореть обязательно», — заявил Гварамия, — «Он никогда не сможет найти убежища в этой стране».


3 октября

Президент Георгий Маргвелашвили заявил, что у исправной работы телекомпании «Рустави-2» «возникли проблемы» и что развивающиеся в грузинских СМИ события порождают «серьезные вопросы».


8 октября

Посол США в Грузии Ян Келли заявил, что США выразили обеспокоенность в связи с теми действиями правительства Грузии, которые «как видно, ограничивают свободу СМИ».


16 октября

Парламент провалил инициированный оппозиционным Национальным движением проект заявления, который выражал «обеспокоенность» в связи с «давлением», осуществляемым «правительством» в отношении телекомпании «Рустави-2».


19 октября



Телевизионный кадр, на котором виден генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия, на которого надета футболка с логотипом «Рустави-2» и надписью «Защити свободу», который выступает перед судьей Тбилисского городского суда Тамазом Уртмелидзе, 19 октября 2015 г.

Судья Тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе отказался от самоотвода от дела «Рустави-2» после того, как сторона ответчик обвинила его в предвзятости в пользу истца. Ходатайство о самоотводе судьи Тамаза Уртмелидзе было поставлено адвокатами Рустави-2», против чего выступили защитники интересов истца Кибара Халваши. Ходатайство ответчика о самоотводе судьи основывалось на двух основных аргументах. Одним из них было дело, которое было возбуждено против матери судьи Уртмелидзе в связи с семейным инцидентом. А вторым аргументом были несколько негативных комментариев, опубликованных супругой судьи Уртмелидзе на своей странице в Facebook о генеральном директоре «Рустави-2» Нике Гварамия.


21 октября

Генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия заявил, что власти через посредника принуждают его путем шантажа покинуть телекомпанию, угрожая опубликовать видео и записи бесед личного характера, но он не собирается делать этого, так как не намеревается уступать «Рустави-2» и подчиняться возможному решению суда в пользу стороны противника в судебном споре по делу о правах на владение телекомпанией. Прокуратура приступила к расследованию в связи с этим заявлением.


22 октября

Президент Георгий Марвгелашвили выступил с кратким телевизионным заявлением, в котором отметил, что развивающиеся события, в том числе, прозвучавшие в тот же день заявления премьер-министра Ираклия Гарибашвили, произвели «эскалацию политического климата и создали предпосылки для нарушения конституционного порядка и гражданского противостояния». Президент также призвал судью, рассматривающего спор вокруг прав на владение «Рустави-2», «не принимать поспешного и жесткого решения». Его заявление осудили многие политики из правящей коалиции Грузинская мечта и оценили его, как вмешательство в дела судебной системы.


22 октября



Дво телекомпании "Рустави-2", 22 октября, 2015 г. Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge

Во дворе телекомпании были разбиты палатки и митингующие принесли одеяла, так как они заявляли, что намереваются ночевать в во дворце телекомпании, чтобы защитить телевидение, как они заявляли, от захвата со стороны правительства. Сторонники «Рустави-2» проводят регулярные акции, как у здания «Рустави-2», так и у здания Тбилисского городского суда параллельно проходящим там слушаниям, а телекомпания регулярно призывала зрителей, собраться для защиты свободы СМИ.


22 октября

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Деня Миатович еще раз заявила, что она обеспокоена спором вокруг прав на владение телекомпанией «Рустави-2» и теми последствиями, которые последовали за этим в отношении медиа-многообразия в Грузии.


22 октября

Официальный представитель Государственного департамента США Марк Тонер заявил, что США «обеспокоены любыми такими шагами, которые могли бы вызвать закрытие» телекомпании «Рустави-2»; Он также отметил, что отметил, что, в целом, «открытая среда для СМИ и гражданского общества обнадёживает» США.


24 октября

Служба государственной безопасности Грузии заявила, что начала следствие по Статье 315 Уголовного кодекса Грузии, которая касается заговора с целью свержения или захвата государственной власти. По заявлению ведомства, следствие начато «на основании оперативно-розыскных мероприятий, проведенных Департаментом контрразведки Службы государственной безопасности, а также информации в СМИ», согласно которым, экс-президент михаил Саакашвили и его союзники из Национального движения планировали нападение на одного из сотрудников телекомпании «Рустави-2», чтобы в дальнейшем вызвать массовые акции протеста против властей.


26 октября

Делегация ЕС в Грузии и аккредитованные в Тбилиси послы стран ЕС заявили, что внимательно наблюдают за медиа-средой в Грузии и хотя они воздерживаются комментировать существенную сторону судебного процесса вокруг «Рустави-2», все же есть вопросы, которые вызывают у них обеспокоенность и которые требуют реагирования.


27 октября



Президент Георгий Маргвелашвили 27 октября принял в президентском дворце Кибара Халваши. Фото: Администрация президента

Президент Георгий Марнгвелавшили в президентском дворце принял бывшего владельца «Рустави-2» Кибара Халваши. До этого президент провел ряд встреч и консультаций с представителями неправительственных организаций, СМИ, а также иностранными дипломатами, политическими партиями и председателем Парламента Давидом Усупашвили.


28 октября

Судебное обсуждение иска Кибара Халваши продолжилось допросом единственного свидетеля. На заседании суд заслушал доклад об оценке стоимости долей телекомпании «Рустави-2» в 2005-2006 гг. и допросил по этому вопросу эксперта, который подготовил этот доклад. Этим докладом, который был представлен истцом в виде доказательства, Кибар Халваши пытается продемонстрировать, что девять лет назад ему пришлось продать акции «Рустави-2» по значительно заниженной цене чем была их реальная стоимость. Оценочное заключение было подготовлено по заказу истца экспертом Национального бюро государственной экспертизы Шотой Иванашвили на основании бухгалтерских остатков, предоставленных ему истцом. Эксперт сказал суду, что оценка была произведена по методу проверки активов, что является одним из трех методов оценки стоимости бизнеса. По словам эксперта, применение этого метода было самым релевантным в тех условиях, когда у него не было полных финансовых данных для оценки компании. Адвокаты «Рустави-2» тщетно пытались добиться объявления недействительным подготовленного экспертом доказательства на основании того, что оно основывалось на сомнительных бухгалтерских остатках. Сторона ответчик также заявляла, что заключение не было подготовлено с соблюдением международных стандартов оценки. Судья не удовлетворил этого ходатайства.


 28 октября

Ника Гварамия в своем телевизионном выступлени призвал зрителей провести акцию у здания телекомпании на следующее утро, когда Тбилисский городской суд должен был продолжить обсуждение иска Кибара Халваши.


29 октября

Были опубликованы записи двух телефонных бесед, в которых бывший президент Грузии, ныне губернатор Одесской области Украины Михаил Саакашвили беседует о необходимости защиты телекомпании «Рустави-2» с помощью баррикад, призывает к действиям по «революционному сценарию» и говорит, что необходимо вызвать «физическое противостояние», во время которого должны быть «разбитые лица». Одна из записей содержит беседу между Саакашвили и генеральным директором «Рустави-2» Никой Гварамия, а во второй записи экс-прездент беседует с одним из лидеров его Национального движения Гигой Бокерия. И Гварамия и Бокерия подтвердили действительность этих бесед. В своем первом заявлении Саакашвили не опроверг действительность записей, но в опубликованных позже заявлениях он отметил, что «телефонные беседы записывают, потом путинские спецслужбы обрабатывают по частям и именно в такой форме происходит их распространение на российских сайтах». В последующие дни та же веб-страница еще раз опубликовала очередные записи телефонных бесед между Саакашвили и его однопартийцами. Журналисты «Рустави-2» заявили, что они отстраняются от любого насилия и что редакционная политика вещателя «не связана с целями ни одной политической силы».


30 октября

После распространения телефонных записей бывшего президента Грузии и губернатора Одесской области Украины Михаила Саакашвили, премьер-министр Ираклий Гарибашвили в своем прямом телевизионном обращении призвал к «спокойствию», «сдержанности» и «стоять вместе». Он заявил, что правоохранительные органы «предотвратят и нейтрализуют любую угрозу». Он также призвал «все стороны»: «хорошо подумайте, невольно не окажитесь слепым оружием в чьих-то грязных планах». Вскоре после озвучивания премьер-министром своего заявления, руководитель «Рустави-2» заявил, что вещатель уже не призывает зрителей, собраться у здания телекомпании. Лидер парламентского меньшинства Национального движения Давид Бакрадзе заявил, что оппозиционная партия продолжает борьбу за свободу СМИ в Грузии, которой, по его словам, угрожает опасность, так как правительство желает завладеть «Рустави-2». Президент Георгий Маргвелавшили заявил, что «эпоха революционных сценариев в Грузии завершилась, а тот, кто планирует процессы таким путем, полностью оторван от общества и политической реальности».


31 октября

Посольство США в Грузии заявило в связи с аудиозаписями экс-президента Грузии, губернатора Одесской области Украины Михаила Саакашвили, что «поддержка насилия в политике со стороны любой политической силы неприемлема». На следующий день Саакашвили отметил в своем письменном заявлении, что «очень аморально, что «беседы» такого типа считаются надежным источником и более того, делать комментарии по ним».


2 ноября



Коллегия Конституционного суда Грузии, состоящая из четырех судей – (слева на право) Майя Копалеишвили; Константин Вардзелашвили, Кетеван Эремадзе и Мераб Турава – объявляет решение 2 ноября.

Конституционный суд Грузии принятым решением приостановил действие той нормы Гражданского процессуального кодекса, которая касается незамедлительного исполнения решения суда первой инстанции, признания противоречащим Конституции которой в своем иске просят телекомпания «Рустави-2» и телекомпания «Сакартвело». Истцы опасались, что Халваши мог потребовать незамедлительного исполнения судебного решения в том случае, если суд первой инстанции принял бы решение в его пользу.


3 ноября

Судья Тбилисского городского суда по делу о правах на владение телекомпанией «Рустави-2» принял решение в пользу истца, бывшего владельца телекомпании Кибара Халваши и восстановил его права на владение телекомпанией. Но решение суда не может быть исполнено, пока не будут исчерпаны все процедуры обжалования. Следующим этапом является Апелляционный суд и потом, если решат стороны, спор может продолжится в Верховном суде.


5 ноября

Судья Тбилисского городского суда принял решение о назначении временной администрации в «Рустави-2», в результате чего генерального директора телекомпании Нику Гварамия и финансового директора Каху Дамения должны были сменить временные управляющие. Это решение означало, что бывший владелец «Рустави-2» Кибар Халваши, который выиграл дело в первой судебной инстанции о возвращении своей доли в телекомпании, получал возможность взять в свои руки управление телекомпанией в то время, как судебный спор еще не прошел все инстанции и «Рустави-2» все еще остается в руках нынешних владельцев. Осудив решение суда, Ника Гварамия заявил, что не намеревается подчиняться ему.

Решение судьи было спорным, так как основанием для него послужило то, что «существует определенная угроза, что если не будет назначено временное управление, это, в определенной степени, может поменять формат деятельности ответчика, могут быть остановлены или/и модифицированы некоторые передачи, в том числе рейтинговые, и, соответственно, существует угроза, что концентрация и деятельность сотрудников ООО «Вещательной компании Рустави-2» может быть направлена на освещение вопросов, связанных только и только существующим спором» — Это было намеком на то, что «Рустави-2» интенсивно освещает судебный спор о правах на ее владение. Эти пункты постановления судьи подвергли критике сама телекомпания «Рустави-2», активисты гражданского общества и медиа-активисты, и назвали это попыткой установления цензуры.

В качестве временных управляющих суд назначил Реваза Сакеваришвили, бывшего исполнительного директора телекомпании «Рустави-2» и Давида Двали, совладельца «Рустави-2» до 2004 года. Халваши, который заявляет, что в 2006 году тогдашние власти вынудили его уступить свою долю в «Рустави-2», контрольный пакет телекомпании получил в 2004 году от тех основателей телекомпании – Давида Двали, Джарджи Акимидзе и ныне покойного Эроси Кицмаришвили, которые спустя годы после этого также заявили, что в 2004 году их также вынудили уступить свои доли. Двали и Акимидзе выразили поддержку иску Халваши и заявили, что этот процесс поможет их намерению, потребовать свои доли в телекомпании.


6 ноября



Телевизионный кадр, на котором видны (справа на лево) бывший владелец телекомпании Кибар Халваши; его адвокат Паата Салия; бывший владелец «Рустави-2» Давид Двали, который был назначен судом временным управляющим; бывший владелец «Рустави-2» Джарджи Акимидзе и назначенный судом временным управляющим Оеваз Сакеваришвили на проведенной в Тбилиси совместной пресс-конференции 6 ноября

Временные управляющие «Рустави-2» Реваз Сакеваришвили и Давид Двали, которые были назначены судом по просьбе истца Кибара Халваши, на совместной пресс-конференции с адвокатом Паатой Салия заявили, что никто не сможет вмешиваться в редакционную политику телекомпании и ни один журналист не будет уволен с работы после того, как временная администрация приступит к работе. Но они также заявили, что полицию не будут вызывать для того, чтобы вывести из здания «Рустави-2» Нику Гварамия и не произойдет ничего подобного тому, что случилось в 2007 году, когда спецназ устроил погром в телекомпании «Имеди». На той же пресс-конференции Кибар Халваши заявил, что он достиг словесного соглашения с Двали и Акимидзе, согласно которому, он готов передать половину своей доли Акимидзе и Двали в том случае, если окончательно выиграет в суде дело о правах на владение телекомпанией «Рустави-2».


6 ноября

Решение суда о смене менеджмента в «Рустави-2» вызвало международные реакции, в числе которых было также совместное заявление аккредитованных в Тбилиси дипломатов из ЕС и США, в котором говорилось, что решение суда от 5 ноября «порождает серьезные вопросы в связи с независимостью правосудия и качеством свободы СМИ в Грузии».


6 ноября

Президент Георгий Маргвелашвили заявил, что развивающиеся вокруг «Рустави-2» события «наносят вред демократическому имиджу и международной репутации страны».


6 ноября

Назначенные судом временные управляющие «Рустави-2» предложили нынешним владельцам телекомпании назвать «любое» лицо, которому они доверят полномочия по управлению телекомпанией. Это предложение прозвучало на том фоне, когда Гварамия заявлял о своем отказе передать управление телекомпанией назначенным судом временным управляющим. Компания не смогла бы осуществлять ни одно такое действие, которое требовало бы разрешения руководства телекомпании, так как полномочия Гварамия и Дамения были приостановлены, а временные управляющие практически не могли приступить к исполнению обязанностей – возникшая ситуация, как признавали обе стороны, могла негативно повлиять на ежедневную деятельность телекомпании.


7 ноября

Владельцы 91% акций «Рустави-2» отказались от предложения назначенных судом временных управляющих и заявили, что им не о чем говорить с «политическими цензорами, назначенными властями».


9 ноября

Группа активистов гражданского общества заявила, что приступают к круглосуточному дежурству для защиты «Рустави-2», чтобы защитить телекомпанию от любых нападений или политического давления или другого давления. Активисты установили палатки перед зданием телекомпании.


10 ноября



Бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили беседует с журналистами 10 ноября в Тбилиси

Бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что решение суда о назначении временных управляющих в «Рустави-2» «политически очень вредит нам». По его словам, у него также есть «вопросы» в связи с решением судьи.


11 ноября



Заместитель генерального директора «Рустави-2», ведущий вечернего 9-часового информационного выпуска «Курьер» Заал Удумашвили беседует с журналистами. Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge

Назначенные судом временными управляющими Давид Двали и Реваз Сакеваришвили заявили, что они «в одностороннем порядке» присвоили доверенность заместителю директора телекомпании Заалу Удумашвили по управлению компанией. Временные управляющие заявили, что целью их решения было предотвращение проблем, которые могли возникнуть в ежедневной деятельности телекомпании. Но, Удумашвили ответил, что он не сможет взять на себя эти обязательства, которые были присвоены ему «незаконно».


12 ноября

Судья Тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе частично изменил принятое им же неделю назад решение о смене управления в «Рустави-2» и бывшему менеджменту телекомпании – Нике Гварамия и финансовому директору Кахе Дамения восстановил полномочия. Эти полномочия были восстановлены, как минимум, до того времени, пока полностью не будут исчерпаны процедуры обжалования решения о назначении временных управляющих.

Суд восстановил полномочия прежнему менеджменту «Рустави-2»


13 ноября

Конституционный суд Грузии приостановил действие той нормы Гражданского процессуального кодекса, на основании которой неделю назад судья принял решение о назначении временных управляющих в «Рустави-2». Для «Рустави-2» это был второй конституционный иск в связи с текущим спором о правах на владение телекомпанией, который проходит параллельно в общих судах. Решение Конституционного суда, которое является временной мерой до вынесения КСГ окончательного решения по иску «Рустави-2», обеспечивает восстановление статус-кво, существовавшего до 5 ноября

Теперь акцент вновь будет перенесен на основной судебный процесс, который касается спора о правах на владение и посредством которого истец Кибар Халваши пытается вернуть свою долю в телекомпании. Спор продолжится в Апелляционном суде.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Грузинский)

მსგავსი/Related

Back to top button