Новости

Иванишвили об Аласания, премьер-министре, президенте и своих будущих планах



Бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили дает интервью Первому каналу Общественного вещателя Грузии, 8 ноября.

Бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что своим избранием на пост председателя партии бывший министр обороны Ираклий Аласания наносит вред «Свободным демократам», так как он пока не давал ответа на «серьезные вопросы», связанные с секретными государственными закупками в период, когда он занимал пост министра обороны, в связи с чем в настоящее время ведется следствие.

Предположив, что выход «Свободных демократов» из коалиции может быть и хорошим вариантом в долгосрочной перспективе, так как возможно появится «конструктивная оппозиция», Иванишвили заявил в интервью Общественному вещателю Грузии в субботу вечером, что этот вопрос он обсуждал на встрече с Ираклием Аласания 6 ноября.

Во время полуторачасового интервью он также говорил и о премьер-министре Ираклии Гарибашвили, которого он похвалил за «эффективность», но в то же время подверг критике за то, что Гарибашвили назвал бывшего министра обороны «глупым и авантюристом» и эту «ошибку» Гарибашвили связан с его «политической неопытностью».

Иванишвили также подверг критике президента Георгия Маргвелашвили за то, что он наложил вето на законопроект об отсрочке на четыре месяца принятия новых регуляций по прослушиваниям, а также за то заявление, что Иванишвили управляет страной «из кулуаров».

Телевизионное ток-шоу заполнит «вакуум объективного анализа»

В ходе интервью первый вопрос касался того, было ли неожиданным для него решение Ираклия Аласания о выходе из правящей коалиции. Иванишвили же, в свою очередь, свой ответ начал с разговора об «одном из проектов», над которым он работает в настоящее время, и который, по его словам, ставит своей целью заполнение «вакуума объективного анализа» в СМИ.

По его словам многие «ошибки» и «неправильная интерпретация» развивающихся в стране событий вызваны недостатком «квалифицированного анализа» текущих событий. Он заявил, что телекомпания «Рустави-2», которая ведет «прямую агитацию» в пользу Национального движения, вновь продолжает вносить вклад в эту «неправильную интерпретацию».

«Возник вакуум объективной информации и объективного анализа, и это вызывает растерянность среди многих политиков или экспертов», – заявил он и добавил, что он «заботится» и над этим вопросом путем подготовки аналитиков.

Иванишвили заявил, что основал новую организацию под названием «2030» – ранее он неоднократно заявлял до парламентских выборов 2012 года и после того, что Грузии потребуется, как минимум, 20 лет, чтобы превратиться в настоящее европейское государство. Иванишвили заявил, что кроме «подготовки аналитиков», организация также подготовит долгосрочные стратегии для развития страны.

По его словам, часовая телевизионная программа, о которой впервые стало известно четыре месяца назад, также будет называться «2030» и раз в неделю вместе с тремя другими «аналитиками» в роли совместного ведущего сам будет вести программу.

Иванишвили заявил, что данная телевизионная программа поможет заполнению «вакуума объективного анализа» и ее целью будет «оказание помощи обществу в том, чтобы оно могло делать правильный анализ».

«Очень часто в обществе происходит неправильная интерпретация событий и я говорю, что мы обязательно сумеем предоставить обществу правильный анализ событий, и всем событиям будет дана объективная и правильная оценка… Я встану рядом с политиками, помогу им правильно анализировать события и общество сделает правильные акценты по всем событиям», – заявил Иванишвили.

В прошлом месяце он заявил, что планирует начать теле-проект до нового года, но теперь он сказал, что не спешит.

«Кризис в коалиции, а не в правительстве»

Говоря о развивающихся в последнее время событиях – 28 октября правоохранителями были задержаны сотрудники Министерства обороны Объединенного штаба ВС; Тогдашний министр обороны Ираклий Аласания осудил эти действия, как «политически мотивированные» и назвал их «атакой против евроатлантического выбора страны»; За этим последовало его освобождение с должности министра обороны, вслед за чем ушли в отставку министр иностранных дел и государственный министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, а позже партия Аласания «Свободные демократы» покинула правящую коалицию – Иванишвили заявил, что эти события не являются «политическим кризисом в правительстве».

Он заявил, что «что-то похожее на кризис может быть в каком-то моменте, но практически все уже улажено».

Однако он также сказал, что это был «кризис» в правящей коалиции Грузинская мечта.

«Естественно, то, что произошло, ничего хорошего в этом нет, особенно, в ближайшем будущем, а после этого, когда все уладится и на все будут даны ответы, думаю, что стратегически это не повредит стране, и возможно будет лучше. В любом случае, мы должны попытаться, чтобы эти события, как они развиваются, выкроить их на пользу страны», – заявил он.

«Ничего плохого в этом не виду, если в Парламенте появится конструктивная оппозиция», – заявил он и перед тем, как раскрыть шире этот вопрос, он говорил о расследовании в связи с Министерством обороны и «серьезных» вопросах в отношении Аласания.

«Безответственные» обвинения

Иванишвили заявил, что реакция Аласания на арест сотрудников Министерства обороны и Объединенного штаба была попыткой политизировать следствие, чем он «практически, поставил себя против» прокуратуры.

28 октября были задержаны один бывший и четыре действующих сотрудника Департамента по закупкам Министерства обороны и Департамента связи и информационных систем Объединенного штаба ВС по обвинению в растрате 4,1 млн. лари, которые, по заявлению прокуратуры, связаны с секретными государственными закупками. Находящиеся в настоящее время в предварительном заключении лица отвергают обвинения, а Аласания, будучи еще на посту министра обороны, выразил полную поддержку своим сотрудникам и заявил, что совершенно уверен в их невиновности. Главная прокуратура еще более обострила положение после того, как заявила 4 ноября, что выдвигает обвинения трем врачам ВС Министерства обороны и трем менеджерам компании по обеспечению питанием в связи с делом о «массовом» отправлении солдат в 2013 году. В тот же день, вечером Ираклий Аласания заявил, что действия прокуратуры против его ведомства, в которых «явно вырисовывается политическая подоплека», являются атакой против евроатлантического выбора Грузии».

Иванишвили заявил, что у Аласания не было каких-нибудь причин делать такие «безответственные» заявления.

По его словам, прокуратура не сможет закрыть глаза на то, если существует подозрения в нарушении закона. «У меня есть вопросы» в связи с государственными закупками, заявил Иванишвили и добавил, что «поспешно» проведенный тендер и решение Министерства обороны о предварительное выплате большой суммы из стоимости контракта в виде аванса для победившей в тендере компании порождает вопросы.

«Куда они спешили, кому хотели перечислить такую сумму так быстро? Почему спешил, когда у Министерства обороны нет денег на боеприпасы», – заявил Иванишвили.

Избрание Аласания председателем Свободных демократов было «ошибкой»

Иванишвили заявил, что решение Аласания стать председателем «Свободных демократов» было «ошибкой». Этот пост Аласания покинул в конце 2012 года после назначения на должность министра обороны, и он вновь был избран председателем партии на съезде 8 ноября в Тбилиси.

По словам Иванишвили, избрание председателем партии в тех условиях, когда существуют «серьезные вопросы» в связи с секретными государственными закупками во время нахождения Аласания на посту министра обороны, принесет вред его политической партии.

Иванишвили заявил, что он посоветовал Аласания, когда встретился с ним 6 ноября, чтобы он не становился лидером партии.

«Когда в связи с лидером есть серьезные вопросы, если бы он был бы председателем, должен был уйти в таком случае в отставку, если есть вопросы к лидеру, он не должен отягощать своих членов команды и партию», – заявил Иванишвили, – «Сперва надо дать ответы на вопросы и потом должен вернуться (на пост председателя)… Еще раз повторяю, всем событиям к выборам 2016 года обязательно будет дана правильная оценка».

«Я не мститель»

Иванишвили заявил, что он желает, чтобы у Аласания «было бы хорошее будущее».

«Ничего личностного к Аласания у меня нет, и вообще, я не мстительный; Я не слабая личность, чтобы мстить кому-то и это не мое качество», – заявил он.

«Я встану рядом со всеми политиками, кто будет заботиться о моей стране и поведет ее по правильному пути. Я буду противостоять всем, кто будет допускать ошибки и предпримет шаги во вред стране», – заявил Иванишвили.

«Неправильное время, неправильная причина»

«Множество интересных личностей в этой партии (Свободных демократов). Я выражаю огромное уважение этой партии и для меня плохое произошло то, что в неправильное время, по неправильной причине покинули коалицию Свободные демократы», – заявил Иванишвили.

«Сам выход из коалиции не представляет собой никакой трагедии – возможно, это привнесет в политику много позитива, что появятся конструктивные оппоненты», – заявил Иванишвили и добавил, что такое развитие «не плохое», особенно тогда, когда «оппозиция, как институт, потеряла свою цену» на фоне Национального движения.

«Свободные демократы занимали одну из ведущих позиций (в грузинской политике) и я хочу, чтобы они занимали более острую…, но на фоне стольких ошибок партию могут ждать много проблем впереди потому, что по таким причинам не должны были предпринимать такие действия», – заявил он.

«Конструктивная оппозиция»

Он заявил, что уважает Аласания, но «в большей мере уважает» других членов «Свободных демократов».

Иванишвили пожелал им успеха, так как, по его словам, среди «Свободных демократов» у него много друзей, и добавил, что это имеет и положительную сторону, так как в Парламенте и за ее пределами сформируется конструктивная оппозиция.

«Я, как гражданин, в равной мере отношусь ко всем; Для меня не существует фаворита, никакого лидера; Лидером и фаворитом является тот, кто поведет по правильному пути мою страну и правильно будет служить ей», – заявил он.

«Вернуться в политику? Боже упаси»

Иванишвили, который в ноябре 2013 года покинул должность премьер-министра и сделал заявление об уходе из политики, на прошлой неделе участвовал в заседаниях Политического совета Грузинской мечты, как минимум, дважды. 6 ноября он встречался с Ираклием Аласания, а на следующий день встретился с премьер-министром Гарибашвили, который провел несколько часов в резиденции Иванишвили перед тем, как отправился на встречу руководства Грузинской мечты.

Иванишвили заявил, что его участие в заседаниях Политического совета Грузинской мечты происходило очень редко и в последний раз он сделал это, когда происходили острые дебаты в связи с антидискриминационным законопроектом, который был принят Парламентом в мае 2014 года.

На вопрос, возможно ли, чтобы он вернулся в политику, он ответил: «Боже упаси от этого, какая-то катастрофа должна произойти, чтобы такая необходимость настала».

Он заявил, что правительство работает очень эффективно.

Председатель Парламента Давид Усупашвили заявил 7 ноября в интервью телекомпании «Имеди», что в 2013 году он считал и сейчас считает, что Иванишвили должен был остаться на посту премьер-министра хотя бы еще год, чтобы система заработала лучше.

Говоря о развивающихся в последнее время событиях президент Георгий Маргвелашвили заявил 4 ноября, что «страна должна управляться сильными институтами, а не из кулуаров».

«Обвинения об управлении из кулуаров оскорбительны»

Комментируя это заявление президента, Иванишвили заявил 8 ноября, что такое заявление является «безответственным».

Иванишвили также сказал, что такие заявления «оскорбительны» как для него, так и для правительства.

«Ираклий Гарибашвили никоим образом не заслуживает того, что он управляется из кулис – он полностью эффективный премьер-министр, который работает днем и ночью», – заявил Иванишвили.

«Невозможно управлять правительством из кулис, кто не имеет совершенно никакого представления об управлении, правительством невозможно управлять из кулис. Шесть месяцев я сидел в Уреки и Гарибашвили видел всего один раз. Как вам представляется, как он должен управляться. Теперь возьмите мою позицию, как оскорбляет меня. Как вы представляете, я – со своей биографией, своим прошлым, пришел, сделал заявления совершенно последовательно: приду, улажу, уйду… Я сделал все так, как говорил… Если бы я хотел находиться в политике и управлять, кто бы мне помешал?».

«Откуда должно быть у здравомыслящего человека ощущение того – кроме Национального движения – что у меня есть желание управлять из кулис? У меня были все рычаги, чтобы управлять (на посту премьер-министра). Почему должны возникать такие вопросы у кого-нибудь? Националам я не отвечал, но отвечаю ему (президенту Маргвелашвили)», – заявил Иванишвили.

По его словам, «давать советы» отличается от управления правительством. Он признал, что давал советы премьер-министру, но добавил, что тут нечего скрывать.

Он также заявил: «Чем больше времени проходит, Ираклий все меньше меня беспокоит, и я очень счастлив этим. Если раньше звонил раз месяц, или в неделю раз, могут пройти два месяца так, что он мне не звонит».

«Маргвелашвили сам ослабляет институт президента»

В ходе интервью Иванишвили подверг критике президента Маргвелашвили за то, что он наложил вето на законопроект об отсрочке на четыре месяца принятия новых регуляций по прослушиванию. Парламент принял замечания президента и принятие законопроекта отсрочил до 1 декабря.

«Президент, по моему мнению, наложил это вето потому, что у него было желание наложить вето», – заявил Иванишвили и обвинил президента в том, что он не сообщил Парламенту о своей позиции, когда депутаты обсуждали это.

«Он желает показать, что может наложить вето», – заявил Иванишвили.

Он также подверг критике президента из-за его визита в Вену, где Маргвелашвили принял участие во Второй конференции ООН по странам, не имеющим выхода к морю.

«Визиты очень любит, и помните, по визитам было несколько скандалов», – заявил он, имея в виду сорванный визит Маргвелашвили на Саммит ООН по климатическим изменениям в Нью-Йорке.

«По моему мнению, когда уехал с визитом на конференцию в Австрию, этот визит был ради визита, также как вето ради вето», – заявил Иванишвили и добавил, что это было еще одной демонстрацией того, что президент желает «конкурировать» с правительством и Парламентом.

Далее он подверг Маргвелашвили критике в связи с теми вопросам, о которых говорил и ранее, в том числе и в связи с его решением о переходе в президентскую резиденцию, и в связи с затягиванием вопроса о снятии грифа секретности с части расходов экс-президента Михаила Саакашвили.

«У меня нет сильных подозрений, что он дружит с Национальным движением, но его действия и действия Национального движения и интересы очень совпадают друг с другом», – заявил он.

Иванишвили сказал, что критика Маргвелашвили с его стороны вызывает предположения, что он пытается ослабить институт президента.

«Без адвокатов заранее напомню – пусть не пытаются наложить табу на критику президента – у нас должна быть возможность критиковать всех», – заявил Иванишвили.

«Институт президента ослабляют его действия», – заявил Иванишвили и добавил, что Маргвелашвили сам обесценивает институт президента такими решениями, как недавнее вето, вместо того, чтобы попытаться усилить его роль, придавая вес «его словам и действиям».

Комментируя дебаты вокруг законопроекта о прослушивании, в частности о том, должно ли иметь МВД прямой доступ к серверам коммуникационных операторов, Иванишвили отказался говорить о деталях, однако, исходя из его заявления, согласно которому, позиция МВД должна быть принята во внимание, исходя из ситуации с точки зрения безопасности в регионе, он, как видно, против того, чтобы МВД лишили этого рычага. Он также заявил, что, несмотря на то, какие регуляции будут приняты, у народа все равно будет «восприятие», что имеет место незаконное прослушивание; По его словам, такое восприятие есть и в более развитых и демократичных странах.

Гарибашвили – «сильная личность, но неопытный»

Иванишвили заявил, что премьер-министр Гарибашвили «является очень сильной личностью и очень сильным практиком».

«Естественно, он неопытный», – заявил он и добавил в связи с заявлением Гарибашвили, в котором последний назвал Ираклия Аласания «предателем», а также «авантюристом, глупым и амбиционным»: Эти заявления, которые сделал на заседании правительства, были совершенно неприемлемыми; Ошибся; Эмоции нужно сдерживать; Тут он показал, что политически прошел очень малую практику».

«В таком тоне не должен разговаривать со своими бывшими друзьями», – заявил Иванишвили.

Премьер-министр Гарибашвили в ответ на критику со стороны своего предшественника 10 ноября заявил: «И мне не понравилось то, что я сказал, те слова, но если будем спорить о деталях, я могу поспорить с любым человеком, но, естественно, с моей стороны не стоило говорить этого».

В ходе интервью Иванишвили также заявил, что Гарибашвили является «очень искреннем, очень эффективным, очень энергичным, работает в течение 24 часов».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button