skip to content
Новости

Взаимные обвинения после опубликования тайных записей



Офис телекомпании «Рустави-2» в Тбилиси. Частная телекомпания опубликовала фрагменты тайных телефонных записей высокодолжностных лиц после того, как заявила, что в кабинетах руководства телекомпании власти осуществляли тайную слежку. Некоторые представители коалиции Грузинская мечта обвинили телекомпанию «Рустави-2» в совместных действиях с оппозиционным Национальным движением с целью дискредитации государственных институтов и нанесения вреда имиджу страны. Фото: Яна Корбезашвили/Civil.ge

Оппозиционное Национальное движение призвало к созданию Парламентской следственной комиссии для изучения той практики тайной слежки, которая, по ее заявлению, была обличена опубликованием на телеканале «Рустави-2» тайных записей телефонных бесед.

В ответ на это некоторые депутаты и должностные лица, представляющие Грузинскую мечту, ответили указав пальцем на Национальное движение, заявляя, что эти записи могли быть сделаны представителями прежней власти посредством той портативной специальной аппаратуры, которая, по заявлению МВД и прокуратуры, была закуплена в условиях прежней власти и позже оказалось, что часть этой аппаратуры потеряна.

Телекомпания «Рустави-2» 10 мая опубликовала фрагменты записей телефонных бесед действующих и бывших высокопоставленных должностных лиц, а также депутатов и бизнесменов, которые, по заявлению телекомпании, были предоставлены ей анонимным источником и которые подтверждают, что практика незаконного подслушивания продолжается и в условиях действующей власти.

Аудиозаписи, большинство из которых было сделано в 2013 году, содержат записи бесед между председателем Парламента Давидом Усупашвили и тогдашним секретарем Совета национальной безопасности Гигой Бокерия; министром обороны Ираклием Аласаня и Бокерия; а также между Усупашвили и тогдашним мэром Тбилиси Гиги Угулава; между депутатом от Грузинской мечты Давидом Саганелидзе и бизнесменом Романом Пипия; депутатом от Грузинской мечты Гелой Самхараули и бизнесменом Мамией Санадирадзе; а также между представителем партии Нино Бурджанадзе Шалвой Обгаидзе, и как заявила телекомпания, бизнесменом Бесо Габуния. Большинство фигурантов этих бесед подтвердило, что они являются настоящими.

Главная прокуратура Грузии 11 мая заявила, что приступила к следствию «по факту незаконной добычи и распространения записей частной коммуникации».

В опубликованном 11 мая заявлении Национальное движение отметило, что опубликованные записи являются «неопровержимым доказательством масштабной практики тотального подслушивания и слежки».

«Призываем председателя Парламента Грузии Давида Усупашвили, хотя бы сейчас, когда подтвердилось, что слушают не только членов Парламента, не только других граждан Грузии, а что слушают и лично его, хотя бы сейчас чтобы он сделал шаг и создал специальную Парламентскую следственную комиссию», — отметил депутат Нугзар Циклаури в заявлении, опубликованном от имени Национального движения.

Национальное движение заявило, что в комиссию наряду с депутатами должны войти представители гражданского общества и СМИ.

Оппозиционная партия также призвала президента Маргвелашвили созвать заседание Совета национальной безопасности, так как дело касается и вопросов безопасности страны.

Депутат Парламента от Национального движения Серго Ратиани заявил 11 мая, что премьер-министр Ираклий Гарибашвили должен взять на себя политическую ответственность за эти записи, так как, по его словам, они были сделаны в то время, когда Гарибашвили занимал пост министра внутренних дел.

10 мая вечером, за несколько часов перед тем, как «Рустави-2» опубликовала тайные телефонные записи, Главная прокуратура и заместитель министра ВД Леван Изория заявили, что в 2010-2011 гг. МВД приобрела портативную аппаратуру для ведения тайного подслушивания, которая не была зарегистрирована официально и которая в настоящее время считается потерянной. Аналогичное заявление 9 мая сделал и премьер-министр Гарибашвили в ток-шоу на канале «Имеди, когда прокомментировал анонсированное телекомпанией «Рустави-2» опубликование материалов.

«Существует высокая вероятность того, что этой техникой пользуются лица, находящиеся под влиянием прежней власти», — заявила прокуратура в субботу и добавила, что занимается расследованием этого дела. В то время, когда было сделано это заявление, уже было известно, что «Рустави-2» планировала опубликовать материалы.

Министр энергетики Кахи Каладзе, который также является генеральным секретарем партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», заявил, что у него имеется обоснованное предположение, что телефонные записи были сделаны Национальным движением.

Депутат Давид Саганелидзе, который является лидером парламентского большинства и одним из фигурантов телефонных записей, также указал пальцем в сторону Национального движения и заявил, что он бы не был членом команды Грузинской мечты, если бы эти записи были бы сделаны сегодняшней властью.

11 мая партия «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» опубликовала заявление, в котором обвинила телекомпанию «Рустави-2» и Национальное движение в совместных действиях с целью дискредитации государственных институтов и посягательства на репутацию страны перед подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС.

«Национальное движение не прекращает борьбу грязными методами в политике и пытается шантажировать все общество», — заявила «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», — «Участие телекомпании «Рустави-2» вместе с ними возлагает ответственность и на эту телекомпанию».

«С одной стороны, это попытка подрыва почвы у имиджа страны и дискредитации государственных институтов; С другой стороны, они пытаются перед выборами внести раскол в коалицию Грузинская мечта», — говорится в заявлении.

Согласно заявлению, «состояние агонии» Национального движения «можно понять», так как на местном уровне «окончательно потеряет власть» в результате местных выборов 15 июня.

Откликнувшись на заявление МВД и прокуратуры об утере специальной портативной подслушивающей аппаратуры, «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» заявила, что «у многих частных лиц есть доступ к тому, чтобы делать такие записи».

«Это часть хорошо спланированного сценария и цепи провокаций, которые спланированы совершенно осознанно в предвыборный период и перед заключением Договора об ассоциации с ЕС. Это ответ Национального движения на успешную внешнюю политику и внутренние реформы», — говорится в заявлении, в котором также выражается уверенность, что следствие установит, «в чьих руках находится аппаратура и кто ведет тайные записи».

«Подготовлен специальный законопроект, который окончательно поставит точку над возможностью осуществления незаконного подслушивания, который мы примем в ближайшем будущем и никто уже не сможет спекулировать этой темой», — говорится в заявлении.

Но спор вокруг законопроекта продолжается. В то время, когда большая группа неправительственных организаций поддерживает принятие четких регуляций на осуществлением правительством подслушивания, МВД желает изъять из законопроекта было изъято положение, которое существенно ограничивает или возможно положит конец возможности на прямой доступ правоохранителей к серверам телекоммуникационных кампаний.

На вопрос телекомпании «Имеди», какая версия является правильной, что опубликованные телефонные записи были сделаны представителями прежней власти или нынешнее правительство продолжает практику подслушивания, президент Георгий Маргвелашвили заявил: «Я не буду углубляться в версиях».

«Из этого процесса жду двух позитивных событий: первое – это еще больше повысит неприемлемость со стороны общества к таким омерзительным и незаконным поступкам; и второе – это усовершенствование до конца того законодательства, которое существует в этом направлении и его окончательное принятие в Парламенте», — заявил президент Маргвелашвили на прошлой неделе.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button