Новости

Парламент утвердил проект реформирования Совета юстиции

Парламент Грузии 88 голосами против 2 во втором слушании утвердил проект изменений к закону об общих судах, который был пересмотрен после получения рекомендаций Венецианской комиссии.

Главным компонентом разработанного Министерством юстиции законопроекта является изменение правил укомплектования Высшего совета юстиции, состоящего из 15 членов – совет является органом, который курирует судебной системой и обладает полномочиями на назначение и освобождение с должности судей, а также осуществления дисциплинарного преследования против судей.

Законопроект, который прошел во втором слушании, содержит несколько таких положений, которые были согласованы между правительством и руководством судебной системы, и против чего некоторые депутаты от «Грузинской мечты» первоначально выступали против.

В связи с расхождениями внутри большинства по тем двум пунктам, которые касаются нескольких важных аспектов судебного компонента среди членов Высшего совета юстиции, необходимо стало даже вмешательство премьер-министра Бидзины Иванишвили в последний момент, перед тем, как Парламент поддержал законопроект.

Национальное движение отказалось поддержать законопроект, заявив, что «Грузинская мечта» не предусмотрела большинство рекомендаций Венецианской комиссии.

В первом слушании законопроект был принят Парламентом в декабре прошлого года, однако его дальнейшее утверждение было приостановлено после того, как правительство и парламентское большинство «Грузинской мечты» договорились, дождаться рекомендаций Венецианской комиссии.

Согласно законопроекту, восемь членов Высшего совета юстиции будут судьями, которых изберет Конференция судей, как это предусмотрено существующими правилами, но предложение предусматривает важные изменения в процедурах избрания судей, в том числе и с точки зрения сокращения широких полномочий председателя Верховного суда Грузии в этом отношении.

Согласно законопроекту, шесть членов совета будут избраны Парламентом из тех кандидатов, которых представят академические круги юристов, неправительственные организации с юридическим профилем и Ассоциация адвокатов Грузии. Согласно действующим правилам, двух членов назначает президент, а четыре места занимают депутаты.

Одно место в Высшем совете юстиции занимает председатель Верховного суда – это предусмотрено конституцией и поэтому предложенный законопроект не предусматривает изменения этого правила.

Венецианская комиссия, которая заявила, что запланированная реформа, в конечном итоге, является прогрессом с точки зрения независимости Высшего совета юстиции, посоветовала властям Грузии, не производить полного обновления совета.

Первоначальный проект предусматривал досрочное прекращение полномочий всех действующих членов Высшего совета юстиции, кроме председателя Верховного суда, который по должности руководит этим советом. Первоначальный проект также предусматривал запрет на избрание в члены Высшего совета юстиции Конференцией судей председателей судов и их заместителей, а также председателей палат и коллегий. Кроме того, первоначальный проект также запрещал быть избранными в члены совета и тем судьям, которые занимали эти должности в течение последнего одного года.

Венецианская комиссия заявила, что, несмотря на то, что действующие правила формирования Высшего совета юстиции, возможно, являются «неудовлетворительными», его действующие члены должны завершить сроки своих полномочий. Однако комиссия также заявила, что возможно и принятие «временных мер», чтобы «приблизить существующий совет с будущим методом его формирования». По заявлению Венецианской комиссии, это может быть сделано в таких условиях, когда «действующие председатели судов уйдут в отставку, чтобы остаться членами Высшего совета юстиции». Венецианская комиссия также заявила, что неправильно лишать какого-нибудь представителя судебной системы возможности быть избранным в совет. Однако, как отмечает комиссия, может быть установлен максимальный предел для тех председателей судов палат, которые смогут стать членами Высшего совета юстиции, или закон, в качестве альтернативного варианта, может ввести такие правила, чтобы в случае избрания в Высший совет юстиции председатель суда покинул бы должность председателя суда.

Обновленный законопроект, который был принят Парламентом во втором слушании 22 марта, председателям судов и их заместителям предоставляет возможность быть избранными в члены Высшего совета юстиции, однако в случае избрания они должны покинуть свои должности.

Обновленный законопроект также предоставляет возможность председателям палат и коллегий быть избранными в Высший совет юстиции без ухода со своей должности, с тем условием, что количество таких судей в совете не должно превышать трех человек.

Законопроект предусматривает досрочное приостановление полномочий для тех шести действующих членов, которые были назначены президентом и избраны Парламентом. Он также предусматривает приостановление полномочий для тех членов совета судей, критерии нынешнего членства которых не соответствуют новым правилам; Однако эти судьи вновь будут иметь возможность баллотироваться в совет и вернуть статус члена, если Конференция судей изберет их в соответствии с новыми правилами.

Это положение означает, что семь из восьми судей, которые в настоящее время являются членами Высшего совета юстиции, потеряют свои места, так как они являются председателями судов или их заместителями, или были избраны в совет не Конференцией судей, а ее Административным комитетом, состоящим из девяти членов. Однако обновленный проект позволяет этим судьям вновь баллотироваться и быть избранными в члены совета после того, как новые правила войдут в силу.

Положение, которое предоставляет действующим членам совета быть избранными вновь, вызвало протест со стороны некоторых депутатов «Грузинской мечты».

По той причине, что Национальное движение отказывалось от поддержки законопроекта, некоторые депутаты «Грузинской мечты», в том числе и лидер большинства Давид Саганелидзе, выступили с инициативой, чтобы из законопроекта изъять тот пункт, который позволяет действующим членам совета вернуть свои места, если их поддержит Конференция судей, а также еще одну статью, которая предусматривает избрание в совет не более трех председателей палат. Саганелидзе заявил, что эти статьи в законопроект были внесены по инициативе Национального движения и со стороны «Грузинской мечты» это было компромиссом, и если оппозиция все равно отказывается поддержать этот проект, тогда необходимости оставлять статью в законе уже не существует.

Депутат от Национального движения Михаил Мачавариани ответил, что эти положения были внесены в законопроект в результате соглашения, достигнутого между правительством и судебными властями; По его словам, Национальное движение не поддерживало законопроект потому, что «Грузинская мечта» отказалась принять несколько предложений оппозиции по правилам укомплектования Высшего совета юстиции.

Депутат Тина Хидашели подтвердила, что эти статьи на самом деле были результатом соглашения между правительством и судебной системой; Она призвала коллег от парламентского большинства, с уважением относиться к этому соглашению и поддержать законопроект вместе с этими статьями.

Те депутаты «Грузинской мечты», в том числе и председатель Комитета по правам человека Эка Беселия, которые воздерживались принять это предложение, выдвинули свое предложение, принять законопроект без этих двух статей и перед третьим слушанием отдельно проголосовать за них.

До принятия окончательного решения на заседании Парламента был объявлен перерыв; После возобновления заседания лидер парламентского большинства Давид Саганелидзе сказал коллегам, что провел консультации с правительством и лично премьер-министром Бидзиной Иванишвили. Саганелидзе попросил коллег поддержать законопроект в представленном виде; После этого инициатива была принята во втором слушании.

В ходе дебатов, которые состоялись до голосования, парламентское меньшинство обвинило «Грузинскую мечту» в игнорировании рекомендаций Венецианской комиссии. В частности, депутаты от ЕНД выступали против досрочного приостановления полномочий всем без исключения членам Высшего совета юстиции. По утверждению «Грузинской мечты», коалиция учла большую часть рекомендаций и отразили в обновленном законопроекте посредством введения таких механизмов, которые предусматривают приближение существующего совета к будущим правилам его формирования, как это посоветовала Венецианская комиссия.

Венецианская комиссия также выступила с рекомендацией, чтобы и у оппозиции была бы возможность, повлиять на утверждение тех шести кандидатов, которых должен избрать сам Парламент. С этой целью комиссия предложила, чтобы Парламент избрал членов совета 2/3 голосов, или посредством какого-нибудь пропорционального метода.

Депутаты «Грузинской мечты» и Министерство юстиции заявили, что избрание шест членов Совета юстиции 2/3 голосов неприемлемо. По их словам, такой высокий кворум не установлен ни для одной такой должности, кандидатов на которые утверждает Парламент. Заместитель министра юстиции Александр Барамидзе заявил, что даже на избрание председателя Парламента не нужен кворум в 2/3 голосов и добавил, что установление такого высокого кворума не было бы логичным для членов Высшего совета юстиции.

В ходе прошедших 22 марта дебатов депутаты от ЕНД предлагали «Грузинской мечте», чтобы право на избрание шести членов совета, не являющихся судьями, вместо Парламента предоставить Конференции судей, из числа тех кандидатов, которых представят академические круги юристов, неправительственные организации с юридическим профилем и Ассоциация адвокатов Грузии. Депутаты «Грузинской мечты» отказались от этого предложения, заявив, что это сделало бы судебную систему доминантной в процессе укомплектования совета, что не соответствует принципу раздела власти.

В интервью телекомпании «Имеди» 22 марта президент Михаил Саакашвили высказывался против законопроекта. В декабре, после того, как законодательные изменения были приняты в первом слушании, Саакашвили пригрозил наложить вето на них.

На вопрос, думает ли он по-прежнему о применении права на вето, президент заявил ТВ «Имеди», что это будет зависеть от того, какое окончательное решение примет Парламент; До окончательного принятия законопроекта должно пройти его обсуждение в третьем и окончательном слушании. Саакашвили также отметил: «если поддержат в такой форме, естественно, я воспользуюсь всеми существующими средствами».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button