Саакашвили и Усупашвили спорят после встречи, но заявляют, что диалог продолжается


Слева на право: Председатель Парламента Давид Усупашвили; Президент Михаил Саакашвили и лидер парламентского меньшинства ЕНД Давид Бакрадзе на пресс-конференции после проведенной встречи в президентском дворце, 11 февраля. Фото: Пресс-служба президента.

Соглашение не достигнуто, но диалог продолжается, – заявили президент Михаил Саакашвили и председатель Парламента Давид Усупашвили на совместной пресс-конференции после проведенной встречи в президентском дворце, которая в нескольких эпизодах переросла в дебаты между ними.

Инициированный «Грузинской мечтой» проект конституционных поправок, который ограничивает президента в праве заменить правительство без согласия Парламента, был одной из главных тем, обсуждаемых на встрече, которая длилась около часа.

На встрече также присутствовал лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе.

Первым на пресс-конференции после встречи выступил президент Саакашвили и своей же первой фразой встречу оценил, как «деловую», однако далее продолжил, что «крайне обеспокоен» тем насилием, которое имело место 8 февраля на прилегающей к Национальной библиотеке территории «перед запланированным незапланированным выступлением президента».

«Произошла массовая экзекуция бандой криминалов, выпущенных из тюрем криминалов, а не каким-то народом, бандой криминалов всего руководящего состава грузинской оппозиции», – заявил он.

Среди участников акции были бывшие заключенные, которые покинули места заключения в январе после того, как Парламент признал их политическими заключенными. Акт амнистии подписал председатель Парламента Давид Усупашвили после того, как Парламент преодолел президентское вето в отношении закона.

«Я думаю, что все мы заинтересованы, чтобы это не повторилось. Мы заинтересованы, чтобы эта вся дискуссия переместилась в стены Парламента, а не на улицы», – продолжил он, – «Дракой на улицах, и тем более дракой на политические темы остается полшага до более катастрофических шагов, и никогда больше мы не должны дойти до того предела, где находилась Грузия в 90-ые годы. Это было нашим принципиальным мнением. Я думаю, господин Давид (Усупашвили) разделяет эту нашу обеспокоенность. Именно поэтому сегодня у нас была пространная беседа».

«Я бы не сказал, что по всем (темам) мы сформировались и договорились. У них есть свои позиции, у нас свои. Я думаю, продолжится дискуссия. Главное, что мы договорились, что темы должны продолжаться путем диалога», – отметил он.

По словам президента, «в ближайшие дни наверно продолжится дальнейшая беседа» после того, как обе стороны обсудят высказанные на встрече позиции внутри своих команд.

После этого на пресс-конференции выступление продолжил глава Парламента Давид Усупашвили, и он также назвал встречу «деловой», после чего ответил на комментарий Саакашвили в связи с инцидентом 8 февраля и заявил: «Мы естественно, не говорили о том, о чем говорил господин президент в начале. И естественно, на эту тему мы не договариваемся и не сможем договориться. Я уверен, что тот акт, который я подписал, тем актом свободу получили именно политически преследуемые лица. Толпу криминалов у Публичной библиотеки я не видел. Там собрался народ, который выражал протест. В это время, в ходе выражения этого протеста они допустили нарушение закона, и об этом мы заявили в свое время, и все нарушители закона должны быть наказаны».

«О чем мы договариваемся, это то, что такие события нив коем случае не пойдут на пользу стране, по чьей бы причине они не спланированы, спровоцированы, инициированы или не обращенными на них до конца внимания. Поэтому правильно, чтобы политический процесс был бы перенесен именно в Парламент», – заявил он.

Усупашвили повторил позицию «Грузинской мечты» и премьер-министра Бидзины Иванишвили, что соглашение по конституционному проекту о полномочиях президента является ключом к соглашению по всем другим вопросам.

«О деталях я не буду и не смогу говорить, но в ходе беседы выявились какие-то новые возможные схемы, варианты. Поэтому на эту стоит поразмышлять», – заявил Усупашвили и добавил, что следующая встреча пройдет, предположительно, через несколько дней.

«Соглашение не достигнуто, но я бы не смог назвать процесс бесперспективным», – добавил он.

Далее слово перешло к Давиду Бакрадзе, который также назвал встречу «деловой» и внимание акцентировал на те вопросы, которые выдвигает Национальное движение. В частности, он отметил, что желательно, чтобы конституционная поправка была бы принята не путем давления на оппозицию, а путем нормального участия оппозиции. Также, по его словам, Парламент должен остаться в Кутаиси, и должны быть сохранены правила избрания президента путем прямых выборов. Несмотря на то, что изменения правил избрания президента официально не инициированы, но некоторые депутаты от ГМ озвучили идею относительно возможности избрания президента путем непрямых выборов.

После Бакрадзе слово взял снова президент Саакашвили и разъяснил: «Вопрос, который ставится со стороны правительства и парламентского большинства – это президентские полномочия по досрочному роспуску правительства… Тут его поправил Давид Усупашвили: «нет, создать единолично правительство».

Далее Саакашвили вновь продолжил и заявил, что эти конституционные изменения являются краткосрочным вопросом, а те вопросы, которые выдвигает Национальное движение – оставить Парламент в Кутаиси, зафиксировать внешнеполитический курс Грузии в Конституции и сохранить правила прямых выборов президента – связаны с долгосрочным развитием страны.

«Нас волнует этот вопрос для долгосрочного развития страны. У правительства есть проблема – что произойдет за последующие несколько месяцев. Мы готовы снять эти вопросы, но нас интересует что произойдет в течение многих последующих лет», – заявил Саакашвили.

В ответ на заданный на пресс-конференции вопрос, подключится ли премьер-министр Бидзина Иванишвили к диалогу с президентом, глава Парламента ответил, что это зависит от того, каким образом будет развиваться этот процесс и «если потребуется, и это не исключено, премьер-министр также подключиться». Он там же разъяснил, что тематика обсуждавшихся на встрече 11 февраля вопросов касалась Парламента и поэтому на встрече присутствовал и лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе. Отвечая на этот вопрос, Усупашвили также заявил, что его коалицию беспокоят, как краткосрочные, так и долгосрочные вопросы, так как неправильное решение краткосрочных вопросов, по его словам, повлияет на долгосрочное развитие.

Отвечая на этот вопрос, Михаил Саакашвили, в свою очередь, заявил, что Конституция Грузии «очень похожа» на Конституцию Франции, согласно которой, по его словам, премьер-министр обязан каждую неделю прийти к президенту.

По его словам, произошедший 8 февраля инцидент носит признаки «чрезвычайной ситуации. В связи с обвинениями со стороны МВД о том, сто Служба государственной охраны не сотрудничала надлежащим образом с полицией в целях принятия надлежащих мер для обеспечения безопасности на прилегающей к Национальной библиотеке территории, Саакашвили заявил, что в мире не существует страны, где бы Служба безопасности президента была бы обязана обеспечивать правопорядок на улицах.

Когда Саакашвили говорил это, Усупашвили вновь прервал его: «Господин Михаил, для этого собрались мы тут? Поэтому поговорим о том, ради чего мы тут собрались. У меня также есть свое мнение на счет всего этого».

«Ч говорю о том, что беспокоит народ», – ответил Саакашвили и продолжил, что произошедший 8 февраля инцидент является достаточной причиной для того, чтобы премьер-министр пришел к нему.

«Премьер-министр обязан прийти», – сказал Саакашвили, во время чего Усупашвили еше раз прервал его: «Вы говорите, что премьер-министр должен был прийти сейчас?».

«Надеемся, что в будущем придет», – продолжил Саакашвили, на что Усупашвили ответил: «Да, естественно».

«В стране есть чрезвычайная ситуация», – продолжил Саакашвили, – «В стране сегодня происходит, с одной стороны, попытка присвоения в Парламенте конституционного большинства незаконными путями, второе – преследование оппозиции на улице, что неприемлемо; третье – тем самым очень ослабляются международные позиции страны и это не может не волновать вас и меня, господин Давид… Грузия выглядит, как довольно неразвитая страна третьего отсталого мира».

«Поэтому, это те темы, по которым и премьер-министр должен соизволить и подключиться», – отметил он.

На вопрос телекомпании «Рустави-2» относительно того «ультиматума», который Парламент предъявил президенту, что только после того выслушает его ежегодный доклад, когда будет достигнуто соглашение по конституционным изменениям, президент вновь выдвинул вопрос, который, по заявлению Национального движения, связан с давлением со стороны Грузинской мечты в отношении депутатов для сбора необходимого количества голосов с целью принятия конституционных поправок.

«В какой стране происходит такое?», – спросил президент, во время чего к беседе подключился Давид Усупашвили: «Хорошо, я скажу господин президент, в какой стране это происходит. Или отвечаем на вопрос, или будет вести дебаты в свободном режиме тогда. Я думаю, о чем был вопрос, о том мы должны говорить, если желаете».

«Я произвожу констатацию фактов», – ответил Саакашвили.

«Какой был вопрос, на то отвечайте», вновь напомнил Давид Усупашвили президенту.

«Днем с огнем происходит выворачивание рук у депутатов, происходит шантаж депутатов средневековыми методами, методами мафии», – продолжил Саакашвили.

«Господин Михаил, если мы не теледебатах, я готов и к этому», – вновь ответил Усупашвили.

Далее президент заявил, что он выступит в Парламенте с ежегодным докладом только в Кутаиси. «Ни в какой другой Парламент я действительно не собираюсь идти. Парламент для меня существует только в Кутаиси. Как только будет поставлен вопрос о переносе Парламента, это будет незаконным государственным конституционным переворотом», – заявил он.

«Я хочу, чтобы правительство путем консенсуса, 150 голосами, конституционным, открытым, общественным диалогом изменить вместе Конституцию, усовершенствовать, и мы готовы к этому – это единственный путь и есть второй путь, выворотить до конца руки депутату Лемонджава. Это два пути. Третьего не дано», – заявил он.

«Хорошо, скажу о третьем пути сейчас, о том, о чем Парламент заявил очень четко», – продолжил далее Усупашвили, – «Мы не выдвигали никакого ультиматума, мы сказали, что после принятия решения по данному вопросу выслушаем (президента). Мы не говорили, что это решение будет положительным или отрицательным. Поэтому мы никого не шантажируем темой прихода президента в Парламент. Мы говорим, что готовы после принятия решения по данному вопросу».

Поскольку на пресс-конференции была поднята тема переноса Парламента, Усупашвили заявил: «Естественно, господин президент, мы вас ждем в Кутаиси. Естественно, мы не собираемся слушать вас в ноябре, в декабре вы уже не будете президентом, когда Парламент может быть уже на другом месте».

«Это на самом деле хорошая новость», – ответил Саакашвили, – «До ноября оставляем в покое, Парламент оставляете в Кутаиси».

«Просто, здание Парламента (в Тбилиси) настолько разрушено местами, что его приведение в порядок потребует шесть месяцев», – сказал Усупашвили.

«Исходя из интересов дела, я не войду в дебаты по всем вопросам с Михаилом Саакашвили, почему бы и нет, если будет у него желание, я бы поговорил на очень многие темы – и о 8 февраля, и о 26 мая, и о 7 ноября, на очень многие другие темы, но мы тут собрались, чтобы определить завтрашний день», – заявил Усупашвили и добавил, что встреча в понедельник «показала перспективу принятия правильных решений».

Он также заявил, что желал бы принятия правильного решения, такого, которое «успокоит страну и поведет вперед».

«Именно», – ответил Саакашвили, – «Я считаю, что мы должны быть ориентированы на будущее. К сожалению, то, о чем мы говорили, это настоящее… Это то настоящее, которое сможет создать угрозу будущему. Это мы должны закончить».

«Единственным путем является публичный диалог, чтобы слушал народ, без всяких сделок в задних комнатах», – заявил он.

«За закрытыми дверьми мы намного меньше спорим, но когда видим журналистов, естественно, желаем защищать позиции. Но я думаю, в любом случае, это открытая и продуктивная дискуссия», – заявил Саакашвили.

В конце пресс-конференции Давид Усупашвили заявил: «Господин президент сегодня хозяин, поэтому последнее слово принадлежит ему; Когда придет в Парламент, тогда немного больше буду говорить я».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Exit mobile version