skip to content
Новости

Завершилось обсуждение по существу дела о гражданстве Иванишвили и его супруги

По делу Бидзина Иванишвили и его супруга Екатерина Хведелидзе против президента Саакашвили суд объявит свой вердикт 27 декабря в 14.00 часов.

Сторона Иванишвили 21 октября обжаловала указание президента Саакашвили, согласно которому миллиардеру и его супруге было прекращено гражданство Грузии по причине получения гражданства другого государства, и потребовала признания этого указания недействительным.

Тбилисский городской суд 22 декабря завершил обсуждение дела по существу прениями между сторон, на которые ушло три заседания.

Сторона истца, которую представляли пять адвокатов Иванишвили-Хведелидзе (Шалва Тадумадзе, Эка Беселия, Закария Куцнашвили, Александр Барамидзе и Арчил Кбилашвили), стою позицию, в большей степени, построила правовых аргументах, однако также подчеркнула, что дело является политически мотивированным.

По утверждению адвоката Шалвы Тадумадзе, всего нарушено сорок статей Конституции, законов о гражданстве, о нормативных актах, в целом Административного кодекса и тех указов президента, которые регулируют вопросы, связанные с гражданством.

В частности, опираясь на тот основной аргумент, что требование закона, согласно которому, получение гражданства иностранного государства вызывает утерю гражданства Грузии, не распространяется на тех граждан иностранных государств, которые получили гражданство Грузии в исключительном порядке, сторона истца заявила суду, что президент не был правомочен издать указание о прекращении гражданства таким гражданам; Он не мог сделать этого и потому, что, по утверждению истца, президент был заинтересованным лицом, так как принял решение против политического оппонента, которое было подготовлено в течение 24 часов с игнорированием правил и процедур делопроизводства.

Говоря о нарушении процедур, сторона истца апеллировала на том, что не была затребована необходимая информация из Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел, которая могла бы выявить обстоятельства, затрудняющие это дело; В деле не существует письменных доказательств, чем бы подтверждалось, что Гражданский реестр перепроверил информацию о том, что Иванишвили и его супруга были гражданами Франции (по заявлению Гражданского реестра, такое подтверждение в устном виде агентством было получено от сотрудника Посольства Грузии во Франции); И, кроме того, Иванишвили и его супруге заранее не сообщили о производстве дела по прекращению им гражданства и о том, что они не являются гражданами Грузии, они узнали из СМИ.

По заявлению стороны ответчика, производство дела Гражданский реестр осуществил в течение одного дня после того, как узнал из письменного заявления Иванишвили от 7 октября, в котором он говорит о своем переходе в политику путем создания оппозиционной партии, о том, что является также и гражданином Франции.

В этом заявлении Иванишвили говорил, что намеревался сдать паспорта России и Франции. В том же письменном заявлении совершенно ничего не сказано о том, что и его супруга является гражданкой Франции.

Иванишвили получил гражданство Франции 30 марта 2010 года после того, как 10 июня 2004 года президент Саакашвили предоставил ему гражданство Грузии в исключительном порядке, «исходя из государственных интересов» страны. Екатерина Хведелидзе уже была гражданкой Франции с февраля 2004 года, когда 24 июня 2004 года ей и ее трем детям президент также в виде исключения предоставил гражданство Грузии.

На вопрос адвокатов Иванишвили-Хведелидзе, было ли известно президенту о том факте, что в случае Екатерины Хведелидзе не существовало формального повода для того, чтобы ее лишили гражданства Грузии «в связи с получением гражданства другого государства», представитель президента заявил, что не знал, но позже, на следующем заседании он изменил этот ответ и сказал, что об этом было известно. На заседании 22 декабря представитель стороны ответчика воздержался от уточнения деталей, когда у него пытались получить эти детали по данному вопросу, и заявил, что по данному вопросу позиция уже зафиксирована.

«В спешке вы перешагнули процедуры и закон и эти обстоятельства порождают подозрения, что в основу этого решения лежит политическая цель», – обратилась Эка Беселия к стороне противника на судебном заседании и отметила, что целью состояла в том, чтобы помещать Иванишвили участвовать в выборах.

«В этом деле президент, который в то же время является лидером правящей партии, был заинтересованным лицом, так как в том заявлении (письменном заявлении о переходе в политику), на основании которого Иванишвили лишили гражданства, он критиковал и выражал оппозиционное мнение относительно политического курса президента», – заявил суду адвокат Арчил Кбилашвили.

Представитель президента Тинатин Сирадзе в своем ответном выступлении не согласилась ни с одним аргументом стороны истца, как с «безосновательными» и «необоснованными».

«Исключаю наличие личного интереса президента», – заявила Сирадзе и добавила, что при принятии этого решения исходным было требование закона, который постанавливает, что получение гражданства иностранного государства вызывает прекращение гражданства Грузии и «там нет оговорок», что эта норма не распространяется на тех лицах, которым гражданство было предоставлено в исключительном порядке.

Она также заявила, что данное указание президента было издано с полным соблюдением процедур и закон не обязывал к тому, чтобы заранее сообщили Иванишвили и его супруге о том, что им прекращается гражданство Грузии. Даже в случае их информирования «по данному делу не могло быть принято иное решение», – заявила представитель президента суду.

По мнению Сирадзе, сторона истца «не смогла доказать» нарушение перечисленных сорока статей и заявила, что не согласна, чтобы иск был удовлетворен.

Представитель Гражданского реестра, который в деле участвует в статусе третьего лица, заявил, что в его ведомстве существует практика принятия решения за один день и с этой точки зрения знаменитость и материальное состояние Иванишвили не смогло бы быть основанием для другого подхода в его отношении.

Гражданский реестр по той причине, что в такой форме у него нет информации, не смог предоставить суду статистику или какой-нибудь прецедент, когда лицам, получившим в 2004-2001 гг. гражданство Грузии в исключительном порядке, было прекращено гражданство Грузии по причине получения ими гражданства третей страны. Этой информации требовала сторона Иванишвили, чтобы установить, был ли случай Бидзины Иванишвили и его супруги «уникальным».

Адвокат Шалва Тадумадзе 22 декабря в своем заключительном выступлении напомнил судье Шоте Гецадзе о проделанной в течение многих лет «по рождению и по ценностям грузинами» Бидзиной Иванишвили и его супругой благотворительной деятельности.

Сторона истца заявила судье, отзыва которого адвокаты Иванишвили дважды пытались безрезультатно добиться по причине «предвзятости» и «необъективности», что на него возлагается «очень большая ответственность» при принятии решения, в том числе и в контексте «спасения имиджа суда».

«Вы обязаны аннулировать это указание», – обратился адвокат Тадумадзе к 29-летнему судье, который в то же время является председателем Коллегии административных дел Тбилисского городского суда, – «Тут нет середины – суд или объективный или государство и правосудие выступают против конкретных людей».

მსგავსი/Related

Back to top button