Новости

17-ый раунд Женевских дискуссий

На 17-м раунде Женевских дискуссий, который прошел в Женеве 4 октября, «какой-либо прогресс» не имел места; Москва и ее «марионеточные режимы» из Цхинвали и Сухуми вводили дискуссии в тупик даже по самым незначительным вопросам и пытались привязать все к вопросу о статусе, – заявил представитель грузинской стороны. 

На пресс-конференции, проведенной после переговоров, заместитель министра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе заявил, что он совсем не «удивлен», и что он «разочарован» из-за негибкой позиции Москвы. 

17-ый раунд переговоров прошел в своем обычном формате в рамках двух рабочих групп, из которых одна обсуждает вопросы безопасности, а другая – гуманитарные вопросы. Переговоры, сопредседателями которой являются ЕС, ООН и ОБСЕ, проходят с участием Грузии, России и США, а также представителей Сухуми и Цхинвали.
Назначенный недавно специальным представителем по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Филипп Лефор впервые сопредседательствовал на встрече. Он заявил, что переговоры прошли в «хорошей рабочей обстановке». Еще один сопредседатель Женевских дискуссий. Анти Туруннен, представитель ООН, оценил ситуацию на последнем раунде, как «очень хорошую и рабочую, которая дает надежды для будущих дискуссий». 

Сопредседатель переговоров от ОБСЕ Гиедриус Чекуолис заявил, что тема неприменения силы вновь остается «главным препятствием».

Филипп Лефор, который в 2004-2007 гг. был послом Франции в Тбилиси, заявил, что в ходе 17-го раунда Женевских переговоров было выдвинуто озвученное министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на прошлой неделе на заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявление, вслед за которым последовал ряд комментариев.
В ходе выступления в ООН Лавров заявил, что «Россия готова выступить гарантом договоренностей о неприменении силы между Абхазией, Грузией и Южной Осетией». По его словам, Москва приветствует, если США и ЕС возьмут на себя аналогичные обязательства.

Заместитель министра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе заявил после дискуссий 4 октября, что сопредседатели «в общем» упомянули  данное заявление Лаврова, но повторили и давнюю позицию Тбилиси по этому вопросу, что Россия должна быть стороной любого соглашения о неприменении силы.

«Невозможно, чтобы Грузия или какой-нибудь из ответственных членов международного содружества могли бы согласиться на это (о роли России в качестве «гаранта»), так как Россия является стороной конфликта и любая попытка со стороны России, представить себя в качестве посредника, гаранта, не будет работать», – заявил Капанадзе.

По его словам, Грузия в ноябре прошлого года уже выступила с односторонним обещанием о неприменении силы и сейчас желает, чтобы Москва ответила «недвусмысленным заявлением, что Россия не собирается нападать на Грузию и что не собирается применять силу против Грузии».

Повторив позицию грузинской стороны, делегация США на Женевских дискуссиях отметила в заявлении, сделанном после завершения 17-го раунда: «Мы вновь поддерживаем взятие одностороннего обязательства о неприменении силы и вновь призываем Россию проявить готовность к мирному урегулированию конфликта путем дачи такого обещания».

Что касается обеспечения безопасности на месте, целью Грузии является добиться размещения в сепаратистской Абхазии и Южной Осетии международных полицейских и миротворческих сил. Тбилиси знает, что на данном этапе это невозможно, – заявил Капанадзе, – но пытается продвинуться вперед «более мелкими шагами»; Грузинская сторона на первом этапе желает, чтобы Миссия ЕС осуществляла регулярные визиты по установлению фактов в сепаратистских регионах. Несколько таких визитов были уже предприняты в прошлом, когда представители МНЕС проверили в сепаратистских регионах те места, где имели место инциденты. Тбилиси желает, чтобы за такими потенциальными регулярными визитами последовали совместные визиты по установлению фактов с участием грузинской стороны.

Капанадзе заявил, что и в работе второй рабочей группы не было какого-либо прогресса. По его словам, российская сторона, так же как и Цхинвали и Сухуми сделали «недвусмысленное заявление» о том, что «они не желают обсуждения вопроса о беженцах и вынужденно перемещенных лицах», и это заводит переговоры в рамках второй рабочей группы в «тупик».

Представители Абхазии заявили перед 17-ым раундом, что они не обсудят этот вопрос после того, как Грузия вновь поставила вопрос о воз0вращении ВПЛ в Генеральной Ассамблее ООН, когда Ассамблеей была принята инициированная Грузией резолюция. Данная резолюция еще раз признает право всех ВПЛ и беженцев на возвращение в Абхазию и Южную Осетию. Москва выступила против этой резолюции по той причине, что Женевские дискуссии являются соответствующим местом для решения вопроса о возвращении ВПЛ, вместо того, чтобы выносить этот вопрос в ООН, где представители Абхазии и Южной Осетии не имеют возможности зафиксировать свою позицию.

Капанадзе также заявил, что в отличие от предыдущих раундов, на этот раз российская сторона всячески пыталась привязать все вопросы к вопросу о статусе, деля тем самым невозможным прогресс даже по самым незначительным вопросам, в том числе и по тем конкретным проектам, которые ставят своей целью восстановление доверия на месте.

«Было печально услышать от Москвы, что пока не будут урегулированы вопросы, связанные со статусом, по другим направлениям также не будет какого-нибудь прогресса. Это очень печальное развитие, так как у нас есть соглашение в рамках Женевы, что в Женеву мы едем, чтобы обсуждать вопросы безопасности и стабильности, а также связанные с безопасным и достойным возвращением ВПЛ вопросы, без их привязывания к статусу», – заявил Капанадзе.

Он также отметил, что грузинская сторона поставила вопрос об удерживаемых в Цхинвали грузинах, однако и по этому вопросу не был достигнут какой-нибудь прогресс. По словам Капанадзе, за последний год цхинвальской стороной были задержаны 16 человек, и очень важно освободить этих людей «незамедлительно и без предварительных условий».

Стороны договорились, что очередной раунд переговоров пройдет 14 декабря.

მსგავსი/Related

Back to top button