Новости

Процессуальная сделка по делу фотографов

Главная прокуратура Грузии заявила 22 июля, что обратилась с ходатайством в суд, оформить процессуальные сделки со всеми тремя фотографами, обвиняемым в шпионаже, которые в настоящее время находятся в предварительном заключении.

По условиям процессуальных сделок, все трое будут освобождены после того, как им вынесут условное наказание.

Согласно ходатайству, представленному в суд, сторона обвинения потребовала двухлетнего условного наказания с трехлетним испытательным сроком для корреспондента Европейского пресс-фотоагентства (ЕПА) Зураба Курцикидзе.

Для Георгия Абдаладзе, фотокорреспондента, работающего на западные медиа-агентства и фотографа МИД Грузии, прокуратура потребовала присуждения трехлетнего усовного наказания с четырехлетним испытательным сроком.

Личный фотограф президента Ираклий Геденидзе получит трехлетнее условное наказание с четырехлетним испытательным сроком.

Жена Ираклия Геденидзе Натия Геденидзе, которая также была задержана в ночь на 7 июля по обвинению в шпионаже, но освобождена позже под залог, отбудет шестимесячное условное наказание.

Процессуальная сделка– что является очень распространенной практикой в системе уголовного правосудия Грузии и которая часто подвергается критике со стороны правозащитников – рассмотрение дела по существу в суде уже не состоится.

В своем ходатайстве прокуратура заявляет, что она согласилась на процессуальную сделку после того, как обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, в ходе чего они предоставили Службе контрразведки Грузии имена агентов, работающих на российскую разведку.

«В частности, Зураб Курцикидзе, Георгий Абдаладзе и Ираклий Геденидзе не только признали свою вину, но и добровольно и своевременно сообщили Департаменту контрразведки МВД Грузии имена отдельных секретных сотрудников специальных служб РФ, а также лиц, находящихся в конфиденциальной связи с ними, конкретные разведывательно-оперативные задачи этих служб, методы добычи и передачи информации, тактику и организацию, а также данные об организациях, действующих под их покровительством, и это создает возможности для выявления, предотвращения и нейтрализации возможных угроз государственным интересам Грузии», — говорится в заявлении прокуратуры.

«Необходимо принять во внимание то обстоятельство, что после выяснения вышеупомянутой информации обстановка изменилась и Зураб Курцикидзе, Георгий Абдаладзе, а также Ираклий Геденидзе и Натела геденидзе уже не представляют собой угрозу обществу», — заявляет прокуратура.

Прокуратура заявила, что кроме показаний с признанием от обвиняемых следствию удалось раздобыть несколько вещественных доказательств против фотографов.

22 июля прокуратура на своей веб-странице опубликовала несколько конфиденциальных документов, на которых весь текст закрыт черной линией. По заявлению прокуратуры, эти документы были обнаружены в результате обыска квартир обвиняемых фотографов.

По заявлению Прокуратуры, в результате обыска в доме Ираклия Геденидзе, Служба контрразведки обнаружила информацию об официальном визите в Грузию президента Эстонии Томаса Ильвеса и о мерах, предпринятых с целью его безопасности, а также полный список уборщиков в здании Администрации президента и рабочих ООО «Государственное обеспечение».

Прокуратура заявляет, что также в результате обыска у Георгия Абдаладзе были обнаружены стенографические записи официальных встреч министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова с президентом Грузии, премьер-министром и министром иностранных дел, которые проходили 13-14 июля. Эти стенограммы, основная часть которых перечеркнута черной линией, опубликованы на веб-странице прокуратуры. По заявлению прокуратуры, у Абдаладзе также были обнаружены списки граждан Грузии, которые работали в ООН, ОБСЕ и Совете Европы.

По сообщению прокуратуры, копии документов, изъятых у Геденидзе и Абдаладзе также хранились и у Зураба Курцикидзе, которые были изъяты в результате обыска. Главная прокуратура на своей веб-странице опубликовала расшифровку схемы телефонной связи Курцикидзе с офицерами российской разведки в 2004 году с указанием телефонных номеров.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Грузии, процессуальная сделка между стороной обвинения и стороной защиты должна быть утверждена судом и судья должен быть уверен, что процессуальная сделка не состоялась принужденно. Судья также должен изучить существующие в деле доказательства. Многие адвокаты заявляют, что в большинстве дел данная процедура является только формальностью и во многих случаях судьи утверждают процессуальные сделки.

Несколько адвокатов Абдаладзе и Курцикидзе заявили, что их подзащитные показания с признанием давали не по собственной воле. По их словам, признание является результатом «психологического давления».

Back to top button