Новости

Россия угрожает болезненным ударом

Возможное введение российской стороной запрета на импорт винной продукции из Грузии в Тбилиси уже оценили как политическую угрозу, осуществление которой нанесет большой удар не только компаниям, производящим вино, но и полностью сельскому хозяйству страны. 90% экспорты грузинского вина приходится именно на Россию.


Главный санитарный врач Российской Федерации Геннадий Онищенко в письме, отправленном 25 марта на имя руководителя Таможенной службы России Александра Жерихова, пишет, что в результате проверки было установлено, что «60% импортированного из этих стран вина не удовлетворяет требования по условиям безопасности, установленные согласно санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам».


Этому решению российской стороны предшествовали переговоры в Женеве 23 марта, в ходе которых Тбилиси и Москва не смогли договориться по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как член ВТО, Грузия не дает своего согласия на принятие России в эту организацию, пока Москва не выполнит несколько требований Тбилиси. Из четырех основных требований одно касается легализации таможенных пунктов на южноосетинском и абхазском участках российско-грузинской границы.


По заявлению руководителя Департамента по внешне-экономическим отношениям МИДа Грузии Давида Кереселидзе, вполне возможно, что угроза со стороны России о запрете импорта грузинского вина обусловлена позицией Тбилиси в связи с вопросом о принятии России в ВТО.


«Необходимо отметить, что это крайне отрицательный шаг, и это будет катастрофой для нас и для всего спектра, кто вовлечен в этот бизнес… Это происходит в то время, когда беспрепятственно осуществляется экспорт грузинского вина в США, в целый ряд европейских стран и никто из них не создавал нам никаких проблем», – заявил в интервью Давид Кереселидзе «Civil.Ge».


Примечательно, что после введенных Москвой в декабре прошлого года т.н. «фито-санитарных ограничений», Россия приостановила импорт продукции растительного происхождения из Грузии.


28 марта между главами внешнеполитических ведомств Грузии и России – Гелой Бежуашвили и Сергеем Лавровым состоялась телефонная беседа, главными темами которой были торговый режим между двумя странами, таможенные вопросы и существующие в этой сфере проблемы. Стороны выразили готовность к консультациям по данным вопросам.


Министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили предложил провести проверку винной продукции в какой-нибудь нейтральной лаборатории. «Мы готовы к проведению лабораторного исследования в любой стране Еврообъединения, хотя бы в независимой лаборатории в самой России», – заявил Михаил Свимонишвили.


Министр экономического развития Грузии Ираклий Чоговадзе еще 21 марта, на встрече с российскими журналистами, возможное введение запрета российской стороной на импорт винной продукции из Грузии и Молдовы оценил, как чисто политический шаг. Министр экономики выразил надежду, что это заявление останется на уровне декларации и не будет дискриминировать те вопросы, которые не разрешены со стороны ВТО.


По данным Государственного департамента статистики Грузии, за последние годы экспорт грузинского вина в Россию все более возрастает.


В 2005 году общий объем экспорта вина из Грузии в Россию составил 63 миллиона американских долларов, что на 27 миллионов долларов больше аналогичного показателя за 2004 год и на 31 миллионов больше показателя 2003 года.


В первом квартале 2006 года объем экспорта вина из Грузии в РФ превысил 8,6 миллионов американских долларов.


Грузинские компании, производящие винную продукцию, заявляют, что если Россия осуществит эту свою угрозу, за этим последуют катастрофические результаты.


Компания Georgian Wines&Spirits (GWS) ежегодно экспортирует в Россию более 2 миллионов бутылок вина 10 различных наименований. По заявлению руководителя Управления по менеджменту компании Мераба Джапаридзе, если экспорт прекратится, ущерб составит несколько десятков миллионов лари.


«Запрет на экспорт прямо ударяет по нашим производителям, но непрямой удар ощутят и другие люди, занятые в других отраслях, которые приносят до нас винный материал, это ударит по тем же крестьянам и т.д. Существует целый цикл (производства) и в этом цикле мы лишь последнее звено», – заявил «Civil.Ge» Мераб Джапаридзе.


По его словам, кроме России, компания вывозит вино в Европу и на рынки США, но на протяжении 13 лет не поступали никакие претензии ниоткуда в связи с нарушением санитарных норм.


По заявлению руководителя компании «Телиани вели» Арчила Гегенава, 35% продаж компании приходится на российский рынок.


«Для компании, естественно будет большим ударом, но еще тяжелее будет стране, так как 89% экспорта (вина) из Грузии уходит в Россию, т.е. существуют компании, которые 100% (продукции) продают в России и это, само по себе, означает, что они придут в упадок. Для некоторых компаний (ограничения, введенные российской стороной) означает, что они будут закрыты», – заявляет Арчил Гегенава.


Компании, производящие вино, а также власти Грузии считают, что было бы лучше, если Россия вместо введения ограничений на импорт вина начала бы борьбу против фальсификации вина на своих рынках.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button