Тбилиси движет мирные намерения в отношении Цхинвали

«Грузия применит все имеющиеся на руках законные средства для мирного и справедливого урегулирования тех проблем (конфликтов), которые могут возникнуть на территории Грузии при восстановлении конституционного порядка», – говорится в Концепции национальной безопасности Грузии, принятой 8 июля, чем власти Грузии уже официально декларировали в отношении к своим гражданам, соседним странам и международной общественности то, что Грузия планирует урегулировать конфликты лишь мирным путем.


Еще одной демонстрацией этого была прошедшая в Батуми 10-11 июля международная конференция, где президент Грузии Михаил Саакашвили представил детали мирного плана по урегулированию конфликта в Южной Осетии. Основным месиджем конференции было то, что власти Грузии готовы к конкретным шагам в сторону урегулирования конфликта в обход обсуждения статуса Южной Осетии. Вопрос о статусе это та тема, на которую цхинвальские власти, которые «строят независимое государство», реагируют болезненнее всего остального. Выдвижение вопроса о статусе на передний план, по мнению наблюдателей, замедляет процесс урегулирования конфликта.


К сожалению, все позитивные начинания властей Грузии в Цхинвали воспринимают как PR акцию, которая рассчитана на международную аудиторию. Де-факто власти СРЮО открыто дают такую квалификацию любой инициативе Тбилиси. Именно это и было одной из причин, вследствие чего Цхинвали отказался от участия в батумской конференции.


Очевидно, предложения властей декларативного типа из-за дефицита прозрачности, без учета восприимчивости Цхинвали к этим предложениям и из-за эффектов, рассчитанных больше для PR, в Южной Осетии вызывают негативное к ним отношение.


Эксперты считают, что «очернение имиджа» Тбилиси  в глазах осетин было обусловлено  произошедшими в августе 2004 года событиями, когда за эскалацией конфликта последовали жертвы с обеих сторон. Среди населения Грузии, так же как и у части политической элиты, активно муссирует мнение, что августовские события были ошибкой Тбилиси, которая создала препятствия процессам интеграции и восстановления доверия между грузинским и осетинским населением, происходящим в последние годы до этого, и вследствие все вернулось в положение на несколько лет назад. Но, власти Грузии предпочитают молчать о совершенных ошибках, что, наверно, является характерной для любых властей.


За то, власти Грузии предлагают Цхинвали права широкой автономии, что с учетом всех компонентов реальности, сложившейся в Южной Осетии, может выглядеть и «неадекватно», тем более, что в советское время у Южной Осетии в сравнении с автономиями Абхазии и Аджарии был более низкий статус – статус автономной области.


Сегодня же Тбилиси предлагает Цхинвали «абсолютное самоуправление», культурную автономию, «привилегированный режим» пересечения границы с Россией, также привилегированные экономическую и налоговую системы и реституцию имущества.


Наблюдатели считают, что вместо головокружительных инициатив, которые зачастую оторваны от реальности, для Тбилиси будет лучше избрать «политику мелких шагов».


Одним из таких шагов, который предусмотрен в мирном плане президента и внесен и в список обязанностей Грузии, взятых перед Советом Европы, является принятие закона о реституции. Власти продолжают активно работать над этим законопроектом, в котором, как известно, основной ориентир взят в сторону осетинского населения. В Цхинвали смотрят на принятие и введение в силу закона о реституции как своеобразную «лакмусовую бумагу».


«Принятие закона о жилищном устройстве и реституции имущества пострадавшим в ходе конфликта является действенным механизмом восстановления справедливости и развития мирного процесса. До окончательного сформирования законопроекта и начала парламентских обсуждений по нему, важно, чтобы произошло его публичное обсуждение обеими сторонами, участвовавшими в конфликте», – говорится в итоговой декларации батумской конференции.


Но введение в силу закона о реституции обойдется очень дорого, предположительно, несколько сот миллионов долларов, так как денежные компенсации необходимо будет выдать около 40 тысячам пострадавшим в ходе конфликта в 1991-92 гг. Заранее ясно, что эта идея превосходит возможности бюджета Грузии и соответственно, власти страны уповают надежды на помощь иностранных доноров.


Первые шаги по реституции со стороны Тбилиси были сделаны недавно, когда в Боржомском районе, откуда в ходе конфликта были изгнаны многие осетинские семьи, несколько семей были возвращены из Северной Осетии. Но, по распространившимся сообщениям, их большая часть возвратилась назад в Северную Осетию из-за отсутствия соответствующих социально-экономических условий. Таким образом, кроме выдачи одноразовых компенсаций в рамках реституции, властям придется обеспечить и элементарными жизненными условиями осетинское население.


Шагом, рассчитанным на реальный эффект может стать также и установление формата двусторонних грузино-осетинских переговоров. Сегодня на переговорах с Цхинвальскими властями действует лишь четырехсторонний формат переговоров. В рамках Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта грузинская сторона находится в меньшинстве, так как остальные три стороны – южноосетинская, североосетинская и российская, как обычно, занимают единую позицию. О неэффективности решений, принятых  по принципу три против одного, свидетельствует также и мониторинг решений СКК, принятых в течение прошедшего года, согласно которым, 90% решений не исполнено.


По оценке наблюдателей, СКК не помогает решению конфликта, а создает барьеры этому, в то время, как путем двустороннего диалога можно добиться большего эффекта – об этом свидетельствует и встреча Жвания-Кокойты, прошедшая в ноябре прошлого года, на которой были приняты конкретные решения по демилитаризации и экономической реабилитации. Президент Саакашвили и сегодня поддерживает идею проведения регулярных встреч Ногаидели-Кокойты.


Единственным сектором, в котором южноосетинская сторона не скрывает желаний сотрудничества с Тбилиси, это экономика, которая занимает объемное место в мирном плане президента Саакашвили.


«Особое значение имеет осуществление масштабных проектов по экономической реабилитации территорий, пострадавших в ходе конфликта как из бюджета Грузии, так и с международным участием», – говорится в декларации батумской конференции, но там же отмечается, что необходимо «обеспечение параллельности экономической реабилитации и политического урегулирования».


Власти Грузии выражают готовность к созданию специальной экономической зоны на территории Южной Осетии, чтобы создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций.


Необходимо отметить, что точкой соприкосновения экономической активности грузинского и осетинского населения на протяжении нескольких лет был рынок в селе Эргнети. Но, этот рынок был закрыт властями Грузии, как «черная дыра» для контрабанды, вследствие чего бюджет Грузии получил ощутимый эффект.


Но, с другой стороны, за закрытием рынка последовало замораживание торговых отношений, и переход в полную зависимость бюджета Южной Осетии от финансовых источников России. Если в условиях функционирования эргнетского рынка 70% экономики Южной Осетии формировалось в результате торговых отношений с грузинами, сегодня этот показатель в виде прямых трансфертов из России возрос до 90%. В результате, после августовских событий Южная Осетия оказалась более интегрированной с Россией, чем до этого. По заявлению наблюдателей, социальный статус бывших торговцев на эргнетском рынке трансформировался в статус бойцов.


К этому добавляется действие российского рубля на территории Южной Осетии, где действует российское законодательство и большая часть населения, в том числе и премьер-министр и несколько членов правительства являются гражданами России, функционирование российских банков, прямая финансовая помощь из Москвы и примеры экономической привязанности.


Почти единственным сектором, в котором Южная Осетия остается зависимой от остальной Грузии, это поставка природного газа. Но, к 2007 году эта «зависимость» тоже не будет существовать, когда завершится строительство газопровода из России в Южную Осетию.


В этих условиях Грузия должна сделать все для того, чтобы углубить экономические связи с Цхинвальским регионом, что будет выгодно для обеих сторон.


Кроме того, Тбилиси может соблазнить южноосетинскую сторону перспективой евроинтеграции, чего не сможет предложить Россия.


«Будет правильно развивать переговоры в формате соседской политики ЕС и плана действий по активизации процесса урегулирования грузино-осетинского конфликта», – говорится в декларации батумской конференции.


По заявлению наблюдателей, де-факто власти СРЮО на (беспрецедентных) встречах с представителями ЕС и НАТО 6-12 июня в Брюсселе сами убедились в основательности желаний Грузии стать составной частью евроатлантических структур.

Exit mobile version