skip to content
АналитикаНовости

Властей Грузии призывают к осторожности в вопросе восстановления железной дороги через Абхазию

Официальные представители властей Грузии, России и самопровозглашенной республики Абхазия 11 июля в Тбилиси проведут очередную встречу в рамках переговоров по восстановлению железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через территорию Абхазии. Серия переговоров началась в прошлом месяце после того, как Тбилиси значительно смягчил позицию в связи с открытием абхазского участка железнодорожной магистрали. Но, некоторые аналитики считают, что в случае отсутствия детально рассчитанной стратегии и плана действий в отношении вопроса восстановления железной дороги через Абхазию, это ослабление позиции властей Грузии может повлечь за собой негативные политические последствия для Тбилиси.


На запланированной в Тбилиси встрече стороны должны согласовать вопрос создания экспертной группы, которая должна оценить состояние железной дороги на 60 километровом участке от Сухуми до Зугдиди.


«Предположительно, к 1 октября уже окончательно определиться объем работ, которые необходимо провести для восстановления железной дороги», – заявил «Civil.Ge» государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава.


Российская сторона, которая выражает большую заинтересованность к этому многомиллионному проекту, уже осуществила практические мероприятия. В частности, российские миротворцы провели саперные работы на прилегающих к железнодорожному пути территории. Это предоставит группе экспертов провести оценочные работы на месте.


Переговоры по восстановлению железной дороги между Россией и Грузией проводятся в рамках в рамках Сочинского соглашения от 2003 года, которое предусматривает возвращение внутренне перемещенных лиц в Абхазию параллельно восстановлению железнодорожного сообщения. Но, у абхазской стороны уже заметны признаки отклонения от сути этого соглашения. Де-факто власти Абхазии заявляют, что Сухуми против увязывания вопроса железной дороги с политическими вопросами, в том числе и возвращением внутренне перемещенных лиц.


Тема возвращения в Абхазию внутренне перемещенных лиц грузин очень болезненна как для центральных властей Тбилиси, так и де-факто властей Абхазии. Но, власти Грузии заявляют, что возвращение ВПЛ является одним из главных приоритетов грузинской стороны. Оппоненты же опасаются, что вопрос восстановления железной дороги постепенно перекроет проблему возвращения ВПЛ в Абхазию на том фоне, как переговоры по железной дороге принимают более интенсивный характер в сравнении с вопросом возвращения ВПЛ.


Вице-президент Фонда стратегических и международных исследований Грузии Темур Иакобашвили заявляет, что «восстановление железной дороги на первом этапе, как минимум, должно принести Грузии начало первого этапа возвращения ВПЛ, но гарантированно и безопасно, а не хаотично, как это происходило до сих пор», – заявил Темур Иакобашвили в интервью «Civil.Ge» и там же отметил, что «в противном случае это не будет полезным для Тбилиси».


Заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Парламента Грузии Ника Руруа заявляет, что «вопросы восстановления железной дороги и возвращения ВПЛ не должны стать заложниками друг друга».


«Возвращение ВПЛ не может превратиться в предмет торгов, это должно быть бесспорным, необратимым процессом и рано или поздно это все равно произойдет», – заявил Ника Руруа корреспонденту «Civil.Ge».


По его словам, восстановление железной дороги, а также другие совместные экономические проблемы будут способствовать восстановлению доверия между сторонами. «Абхазы и мы должны привыкнуть к мысли, что у совместной жизни альтернативы нет. Восстановление железной дороги и аналогичные шаги будут способствовать этой идее», – заявляет Ника Руруа.


Некоторые политические аналитики считают, что власти Грузии пока не озвучивали основательные аргументы, которые оправдывали бы восстановление железнодорожного сообщения.


«Пока никто не подсчитывал ожидаемых положительных и отрицательных результатов. Если власти посчитали, что это выгодно и отвечает нашим интересам, тогда я приветствую это решение, но они должна показать нам это», – сказал в беседе с «Civil.Ge»  руководитель Фонда стратегических и международных исследований Грузии Александр Рондели.


По его словам, вопрос восстановления ЖД также взаимосвязан и с другими чувствительными вопросами, такими как таможенный и пограничный контроль. «Если они не будут разъяснены и железная дорога будет восстановлена у условиях существующего статус-кво, это будет стратегической ошибкой», – заявил Рондели и там же отметил, что слабый контроль на железной дороге в определенной степени повысит угрозу незаконной торговли оружием и наркотиками.


Как предполагают, проблема, связанная с таможенным и пограничным контролем станет одной из главных предметов споров между грузинской и абхазской сторонами на запланированных переговорах. Абхазская сторона отказывается от предложения Тбилиси открыть совместное грузино-абхазское КПП на реке Псоу. Грузинская же сторона, со своей стороны, против открытия таможенного пункта на реке Ингури, где проходит административная граница между Абхазией и остальной частью Грузии.


В вопросе восстановления 2300 километровой транскавказской железнодорожной магистрали, движение по которой было приостановлено в ходе вооруженного конфликта в начале 90-гг. прошлого века, вырисовываются четыре основных игрока: Армения, Россия, Грузия и самопровозглашенная республика Абхазия.  Но, Сухуми менее всех заинтересован в восстановлении ЖД. Абхазия с 2004 года уже восстановила железнодорожное сообщение с Россией и предпочитает сохранять статус-кво, прежде чем будет участвовать в довольно тяжелых переговорах по вопросу о таможенном и пограничном контроле.


«Армения так же как и Россия, более всех заинтересованы в этом вопросе. Армения является закрытым государством, поэтому ей необходимы выходы, связь со своим стратегическим партнером – Россией», – заявил корреспонденту «Civil.Ge» Темур Иакобашвили.

მსგავსი/Related

Back to top button