skip to content
АналитикаНовости

Конституционные поправки ограничивают независимость судебной власти







Наблюдатели опасаются, что в результате
реформы судебная система станет более
зависимой от исполнительных властей.
22 января истекает одномесячный срок, отведенный на всеобщее обсуждение планируемых конституционных поправок, после чего Парламент Грузии должен приступить к их обсуждению. Очередные конституционные поправки, которые и на этот раз вызвали отрицательную реакцию со стороны оппозиции и части экспертов, в основном, в связи с Конституционным судом и реформой в целом судебной системы.

Данные поправки оформят также и результаты референдума, проведенного 2 ноября 2003 года, в ходе которого большая часть граждан Грузии поддержала предложение о сокращении числа депутатов в Парламенте страны до 150 депутатов.


Оппозиционный депутат Коба Давиташвили в беседе с “Civil.Ge” заявил, что “та тенденция, которой было положено начало принятием конституционных поправок в феврале 2004 года”, за которой последовало полное подчинение законодательной власти, путем ее полного порабощения, влиянию исполнительных властей, “к сожалению, снова продолжается”.


“Сегодня уже налицо попытки усиления авторитарного стиля управления властями и переподчинения им и судебных властей”, – заявляет Коба Давиташвили.


Последние конституционные поправки, в результате которых был сформирован Кабинет министров и президенту было предоставлено право на роспуск парламента или правительства, были приняты новыми властями страны в феврале прошлого года. Эти поправки, в свою очередь, стали предметом критики со стороны Совета Европы.


“Частое изменение Конституции неприемлемо для страны, которая имеет какие-то претензии на государственность, тем более, что эти поправки ориентированы на концентрацию власти в руки одного лица, что прямо противоречит принципу перераспределения власти”, – заявил эксперт Вахтанг Хмаладзе.


Грузинской парламентской делегации придется выслушивать замечания и на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которое в конце января состоится в Страсбурге, где будут обсуждаться вопросы выполнения Грузией взятых ею обязательств и рекомендаций.


“Ассамблея просит власти Грузии пересмотреть конституционные поправки, принятые в феврале 2004 года, и в то же время, учесть выводы Венецианской комиссии, особенно, в связи с увеличенными полномочиями президента. До следующих парламентских выборов также необходимо снизить 7% барьер (для политических партий), чтобы создать условия для избрания плюралистичного парламента”, – говорится в проекте резолюции, который подготовил Комитет по мониторингу ПАСЕ.


Но проект конституционных поправок, который обсуждается и сегодня, эти темы вообще не затрагивает.


“В то время. когда Европа просит нас исправить ошибки, допущенные в Конституции, власти наоборот, ведут все в худшую сторону”, – сказал “Civil.Ge” Коба Давиташвили.


По мнению экспертов, представленные конституционные поправки резко ограничивают судебные власти и “они тоже становятся зависимыми от президента”.


В частности, меняется правило формирования Конституционного суда, все 9 членов которого избирает парламент сроком на 10 лет по представлению президента. Одного и того же кандидата можно представить два раза. А, согласно действующей Конституции, по три кандидата назначают президент, парламент и Верховный суд. В то же время, назначение судьи Конституционного суда разрешается лишь на один срок.


“Когда существует искушение быть назначенным на второй срок, качество объективности судьи Конституционного суда упадет в пользу той политической силы, от которой зависит его карьера. В то же время, в сегодняшней реальности президент является лидером политической партии, и представленные им кандидатуры будут лишь утверждены в парламенте. А это создает угрозу, что Конституционный суд может отражать интересы лишь одной политической силы”, – заявляет эксперт Вахтанг Хмаладзе в беседе с “Civil.Ge”.


Согласно представленному проекту, право на импичмент судей Конституционного суда предоставляется Парламенту, что согласно действующей Конституции, является прерогативой самого Конституционного суда. Кроме того, возрастной ценз для судей Конституционного суда сокращается с 35 до 30 лет.


“Власти когда захотят, в любое время смогут избавиться от “нежелательных” кандидатов”, – заявляет Давиташвили.


Один из соавторов Конституции Грузии Вахтанг Хмаладзе считает, что предлагаемые поправки резко ограничивают качество независимости Конституционного суда. “То, что иммунитет судей Конституционного суда и право на досрочное прекращение их полномочий находится в руках парламента, может быть использовано как оружие для политического давления”, – заявляет Хмаладзе.


В то же время, президент Грузии в течение двух недель с вхождения в силу конституционных поправок должен представить парламенту новые кандидатуры судей Конституционного суда и Верховного суда, с избранием которых полномочия действующих судей прекращаются.


“Это является игнорированием существующих конституционных гарантий”,  – заявляет Хмаладзе.


Но, согласно записям в проекте конституционных поправок, эта норма не будет распространяться лишь в отношении председателя Верховного суда Грузии Коте Кемулария, который был утвержден на этой должности в июне прошлого года.


“К большому сожалению, власти относятся к Конституции несерьезно и пытаются привести ее в соответствие с конкретными лицами, в частности, в случае принятия этих поправок, прямо указано, что Кемуларния сохранить пост председателя Верховного суда”, – заявляет Коба Давиташвили.


Проект конституционных поправок также предусматривает введение института судьи, занимающегося сделками, оставление Верховному суду лишь кассационных прав и процедуру импичмента Народного защитника за “несоответствие своей должности” или за совершение преступления.

მსგავსი/Related

Back to top button