skip to content
Новости

Бывший военный омбудсмен рассказывает о проблемах в армии

Интервью с Ираклием Сесиашвили


Самовольная отлучка 60 солдат Внутренних войск 19 декабря поздно ночью, из  военной части в Мухровани (Восточная Грузия), в знак протеста против условий их содержания, было сильным ударом для правительства президента Саакашвили. Самовольщики 20 декабря устроили акцию протеста уже в Тбилиси, около здания Народного защитника с требованием улучшения их социальных условий, и это в то время, когда власти страны заявляют, что строительство армии является главным приоритетом государства.


власти отрицают существование социальных проблем в Мухрованской части и указывают на то, что случившееся может быть организованной “третьей силой провокацией”.


21 декабря военный омбудсмен из аппарата Народного защитника Грузии Ираклий Сесиашвили выступил с заявлением об отставке с занимаемой должности. Сесиашвили обвинил власти и офис Народного защитника в “неадекватной” оценке случившегося. В этот же день корреспондент “Civil.Ge” побеседовала с Ираклием Сесиашвили, чтобы выслушать его оценки в связи с произошедшим инцидентом.


Бывший военный омбудсмен рассказывает о тех проблемах, которые, как он считает, существуют “в тех непривилегированных” военных частях, в которых служат десятки тысяч солдат. По его словам, невыносимые условия созданы также и в тех частях, которые расквартированы в зоне конфликта в Южной Осетии.


Вопрос: Что произошло 19 декабря в Мухровани? Почему солдаты покинули военную часть?


Ответ: Сегодняшний факт в Мухрованы не является первым. Положение в Мухрованы стало ухудшаться значительно раньше, несколько месяцев назад. А, сегодня достигла кульминации. За несколько дней до этого факта оттуда сбежали 40 солдат, и чтобы общественность не узнала об этом, их вернули и удовлетворили их требования.


После этого плохие условия содержания стали опротестовывать и другие и решили уйти из части. Но, мне кажется, что кроме социальных проблем в военной части также стоит проблема взаимоотношений между офицерами и солдатами.


Вопрос: Какая проблема?


Ответ: Что конкретно, этого я не знаю, так как об этом солдаты уже не говорят или не могут говорить. На моих глазах плакал солдат, упрашивая, что готов на все, лишь бы его не возвращали назад. Я уверен, что если после этого факта не будет сделан серьезный анализ, что вызвало побег солдат, вполне ожидается более серьезная опасность.


Вопрос: Кто должен отвечать за то, что произошло в Мухровани?


Ответ: Руководство. Случился факт, какая разница, по какой причине и кто его устроил, это потом должно выяснить следствие, виновником все равно является командование. Командира бригады нужно уволить, или объявить ему выговор, или же понизить в должности.


К сожалению, я не буду заниматься следствием, чтобы установить виновников. Раз я не следователь, потому и поднял я такую шумиху. Следствие обязательно должно затронуть должностных лиц из высших эшелонов.


В связи с этим я обращался к соответствующим ведомствам, пока я оставил свою должность, но от них я получил неадекватную реакцию. Палку они переломили над самыми слабыми – рядовыми солдатами.


Кроме того, власти заговорили и о третьей силе и провокации. За это им должно быть стыдно. В  целом, где-то в Мухровани, где существуют социальные проблемы, оказывается еще и т.н. “третья сила” работала с 18-летними мальчишками.


Это выдумано. К сожалению, власти избрали позицию: виновны все, кроме нас, мы не возьмем ответственность на себя. Но вину же необходимо переложить на кого-то? Обвиняют “третью силу” и палку переламывают над самым низким слоем – над рядовыми солдатами.


Я уверен, что в любом нормальном государстве из-за такого факта был бы поставлен вопрос об ответственности министра (обороны). В нашем государстве должны были поставить вопрос об ответственности, как минимум, командира бригады, хотя бы самого Гоги Тавтухашвили (командующий Внутренними войсками), но этот человек является доверенным лицом президента и президент не считает, что генерала нужно наказывать из-за рядового солдата.


Хочу сказать, к моему сожалению, что высокодолжостные чиновники избегут ответственности, мы не сможем увидеть, как наказывают высокодолжностных лиц и будут наказаны младший офицер, командир роты. Среди солдат будут наказаны командиры отделений, которых заставят взять на себя ответственность за организацию, они мастера на это.


Ираклий Окруашвили считаю принципиальным человеком. Я думал, что у него в связи с этим фактом была бы адекватная реакция, и я думал, что наказали бы того, кто создал такое положение. Но, его или обманули, или подали неточную информацию и он не посмел пожертвовать высокими чинами.


Мы увидим виновника, но не в коррупции, не в создавшемся положении, а именно в этом конкретном факте, имею в виду самовольную отлучку из военной части. Считаю, что, как минимум, президент должен дать строгую оценку этому факту и должен потребовать ответа от министра, а также должен потребовать поведения инспектирования во всех военных частях . (22 декабря президент Саакашвили поручил министру обороны Ираклию Окруашвили лично проверить все военные части в Грузии).


Вопрос: Реально в каких условиях приходится служить солдатам в военной части в Мухровани?


Ответ: Во первых – эти солдаты не мылись на протяжении двух месяцев. Их заполонили паразиты. У них нет отопления. Нет достаточного продовольствия, в течение двух месяцев лишь несколько раз получали мясо и рыбу. Все это обострилось, когда пошли сильные холода.


Вопрос: Ремонт на военной части в Мухровани завершили ведь совсем недавно? Сам президент тоже принимал в открытии отремонтированной части в сентябре.


Ответ: Что касается зданий и помещений, ремонт и на самом деле проводился, но лишь подбеленных стен не достаточно. В тех отремонтированных зданиях должна быть вода и отопление. Они и холодную воду по графику получают. Аппаратура для отопления установлена, но нет горючего. У меня есть подозрения, что те деньги, которые выделяются для топлива, оседают в чьем-то кармане.


Куда исчезли те продукты и топливо, которое выделяется для них, никто не знает. На самом деле, сегодня армия значительно лучше снабжается продуктами, чем в прежние годы, но зачастую они не достигают до солдат.


Ни один солдат, где я только бывал, не может или не хочет говорить, что есть нужда в пище или одежде, но почему-то одеты все равно в старую форму. Новые же формы переместились на рынки.


Вопрос: Такая обстановка во многих военных частях?


Ответ: Да, естественно. У меня есть информация, что такие волнения есть и в других военных частях.


Возьмем зону конфликта в Цхинвальском регионе (Южная Осетия), где стоят грузинские миротворцы и можно сказать, и это так и есть, что они ценой собственной жизни защищают местное население. Та нет лучшего положения.


Я сам побывал в Цхинвальском регионе. Я думал, что приду туда и обстановка будет нормальной, хотя бы потому, что из-за понятных причин этот регион является приоритетным для нас.


Но у находящихся там солдат нет теплой одежды, там тоже стоит проблема умывания. Командир батальона требовал передвижной бани, что является принятой формой, но, почему-то это оказалось невозможно.


Кроме того, солдаты находятся в информационном вакууме из-за простейших причин – нет электричества.


В Вазианской военной бригаде, которая является нашей визитной карточкой, до сих пор не могут решить проблемы снабжения водой. Кроме того, распространены различные заболевания.


Вопрос: Почему до сих пор ничего не говорится о том, что творится в военных частях?


Ответ: По поводу увиденного мной в зоне конфликта я письменно обратился к министру обороны, тогда министром был Георгий Барамидзе, но…


Вопрос: Почему так получается?


Ответ: Очень большой проблемой является то, что в стране в течение одного года поменялись три министра обороны. Каждый из них при назначении приводил свои кадры, которые занимались тем, что разбирались в системе. Пока они понимали что такое армия, за это время их снимали с должности.


Кроме того, все трое министров все свое время потратили на приобретение служебных джипов и ремонта офиса, когда за стоимость одного джипа можно было обеспечить топливом одну бригаду.


Об этом не говорят, за то сейчас говорят о том, как посмел убогий солдат и покинул расположение части. Вспомните, Михаил Саакашвили, когда он еще был в парламенте, что он заявлял: почему у Давида Тевзадзе два джипа (министр обороны при президенте Шеварднадзе). Сколько джипов поменяли трое новых министров? Пока их думы заняты джипами, ничего не изменится.


Вопрос: Выходит, что в министерстве дефицит профессиональных кадров?


Ответ: Проблема кадров на самом деле существует. Ушел Барамидзе, пришел Окруашвили, привел кадров, знают ли они вообще военное дело? Какой у них опыт? Думаю, слишком малый. Нам придется подождать, пока они смогут обосноваться.


Сначала пришел Гела Бежуашвили и установил в министерстве свою систему управления, полномочия распределил на уровне департаментов, потом Георгий Барамидзе ввел другую, измененную систему. Пришел Ираклий Окруашвили и уволил всех.


Вопрос: Можно сказать о том, что сделано в министерстве и военных частях за последний год?


Ответ: Наряду со многими негативными явлениями, в Министерстве обороны сделано и много хорошего, например, урегулировались закупки. Коррупционные сделки имели там место, что по сравнению с прежними годами. В целом, армия снабжается лучше, чем до этого, но, многое нуждается в сохранении и постоянном контроле.


Вопрос: Что нужно сделать для исправления ситуации?


Ответ: В первую очередь, нужно проявить волю и пойти на места. Призываю нынешнее военное руководство пригласить родителей солдат и показать им все военные части, в которых служат их дети, и снять все ответы на вопросы, в каком они положении находятся. Понимаю, что это не детский сад, но, когда стоят проблемы и они волнуют общество, тогда это нужно сделать.


Второе – общество всегда должно быть на страже. Я вернулся в свою организацию (“Справедливость и свобода” – неправительственная организация, которая ориентируется на защиту прав военнослужащих), откуда более активно буду участвовать в работе над этими проблемами.


Еще один раз хочу повторить, что необходимо очистить высшие эшелоны от коррумпированых чиновников, которые заботятся лишь о себе, необходимо сформировать правильное военное управление, необходимо полностью размежевать функции между Генеральным штабом и министерством. Приоритетом должен стать рядовой солдат.

მსგავსი/Related

Back to top button