Власти Аджарии арестовывают политических оппонентов

Официальный Тбилиси снова с осторожностью относится к Абашидзе








В Аджарии возобновлено действие
чрезвычайного положения

По истечению трех дней после президентских выборов в Грузии, состоявшихся 4 января, власти Аджарии 7 января заявили о возобновлении действия чрезвычайного положения и вновь перекрыли административные границы региона. Параллельно, правоохранительные органы автономии приступили к арестам активистов молодежного движения “Кмара” (довольно), которые активизировались после президентских выборов на территории Аджарии.

За последние дни на улицах Батуми (столица Аджарии) появились плакаты с лозунгами “Довольно диктатуре Абашидзе”. Преследование активистов движения “Кмара” началось именно после этого, но Министерство внутренних дел Аджарии отрицает обвинения в политических репрессиях, и причинами задержания четырех молодых людей вместе с членами их семей называет “обнаруженные в их квартирах  фальшивые доллары, взрывчатые и наркотические вещества”.

О введении чрезвычайного положения на территории автономии власти Аджарии заявили 23 ноября сразу после “бархатной революции”, свершившейся в Тбилиси. С целью проведения президентских выборов 4 января власти Аджарии отменили действие чрезвычайного положения, но возобновили уже 7 января.

8 января движение “Кмара” распространило заявление и потребовало от руководства Аджарии немедленного освобождения задержанных незаконно лиц и членов их семей. Движение “Кмара” также обращается к правительству Грузии и международному сообществу соответственно отреагировать на очередной факт нарушения прав человека со стороны властей автономной республики Аджария.

По информации движения “Кмара”, 6 января в 10 часов вечера сотрудники Министерства безопасности автономной республики Аджария без соответствующего ордера и с нарушением целого ряда законодательных норм задержали активистов этого движения и членов их семей.

На сегодняшний день в незаконном заключении находятся Леван Чхартишвили и его отец Ромео Чхартишвили. Кроме того, задержаны также Ираклий Хажомия и его отец Мераб Хажомия. “Сотрудники Министерства безопасности без предъявления ордера провели обыск квартир активистов и т.н. методом “подброски” якобы обнаружили оружие и наркотики”, – говорится в заявлении.

К активным действиям в Аджарии готовятся также и представители созданного месяц назад народного движения “Наша Аджария”, представители которой выступают с критикой властей автономии и требуют смены этих властей.

“Мы не хотим, чтобы власти Аджарии ушли в отставку в результате уличных акций, так как это произошло в Тбилиси, Абашидзе не Шеварднадзе. Это должно случиться путем выборов, но Абашидзе, проводя свою политику и задерживая людей, еще более усугубляет ситуацию и в результате этой политики тоже может получить революцию”, – заявил корреспонденту “Civil.Ge” один из основателей движения “Наша Аджария” Тамаз Диасамидзе.

Как отмечают наблюдатели, такими шагами Аслан Абашидзе осложняет ситуацию, что в конечном итоге, для него же может обернуться отрицательными результатами.

“Арестовывая молодых людей, Абашидзе обостряет обстановку, вызывая недовольство со стороны населения. Хотя, в таком случае, если люди выйдут на улицы, Абашидзе на все способен, и в этом он надеется на помощь своего союзника – России. Но он не понимает, что играет с огнем”, – заявил “Civil.Ge” политолог Паата Закареишвили.

Хотя, проведение акций протеста в Батуми в настоящее время, практически, невозможно, так как в регионе возобновлено действие чрезвычайного положения. Представитель движения “Наша Аджария” Тамаз Диасамидзе внес иск в Конституционный суд Грузии против объявления властями Аджарии чрезвычайного положения 23 ноября 2003 года.

Судебный процесс, назначенный на 8 января, перенесен на 14 января, и причиной тому судья назвал судья назвал то обстоятельство, что ждет получения из Аджарии распоряжения о повторном объявлении чрезвычайного положения 7 января.

“Чрезвычайное положение и 23 ноября было объявлено с нарушением Конституции Грузии, так как объявлять чрезвычайное положение может только президент страны с согласия парламента. Несмотря на то, что это решение Аслан Абашидзе принял основываясь на Конституцию Аджарии, но это тоже незаконно, так как реальных причин для такого решения не существует. Это все является юридическим казусом. На все это своевременно должны были отреагировать центральные власти Грузии”, – заявил “Civil.Ge” депутат Парламента Грузии Вахтанг Хмаладзе, который активно принимал участие в составлении Конституции Грузии.

Новые власти Грузии пока не реагируют по поводу развивающихся в Аджарии событий, которые в свое время также не опротестовывали и введение чрезвычайного положения на территории автономии. Официальный Тбилиси ограничивается лишь краткими комментариями.

“Задерживание правозащитников и людей с другой политической позицией недопустимо в новой Грузии”, – заявил 7 января государственный министр Грузии Зураб Жвания.

“Лишними разговорами и комментариями не стоит усложнять политическую ситуацию”, – заявил 8 января министр внутренних дел Грузии Георгий Барамидзе.

“Очевидно, центральные власти Грузии пока воздерживаются от резких шагов по отношению  к Аджарии и действуют осторожно, чтобы не накалять ситуацию. Сейчас и на самом деле необходимо подумать”, – заявляет Паата Закареишвили.

Проведение президентских выборов на территории Аджарии стало возможным после того, как с Асланом Абашидзе проводили интенсивные переговоры Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания. Здесь же необходимо отметить, что в декабре прошлого года в Батуми трижды приезжал  посол США в Грузии Ричард Майлс, где он также проводил переговоры с Асланом Абашидзе. По официальным предварительным данным, большинство населения Аджарии проголосовало за Михаила Саакашвили. Но, активность населения Аджарии на выборах была не такая высокая, как в остальных регионах Грузии.

“Эти выборы были непрямым референдумом в отношении Аслана Абашидзе. На этом политическом фоне какой бы избиратель не пришел на участок, было очевидно, что они проголосовали бы за Саакашвили, и этим объявили бы недоверие Аслану Абашидзе. Он попытался путем бойкота снизить коэффициент избирателей. Если больше 50% избирателей проголосовали бы за Михаила Саакашвили, референдум по недоверию состоялся бы. Если бы не было объявлено чрезвычайное положение и избирательная кампания началась бы вовремя, активность избирателей была бы значительно выше. Этим Аслан Абашидзе избежал референдума по недоверию к нему, но пришедшие на выборы 75 тысяч человек все являются его противниками. Если Абашидзе вновь прибегнет к авантюре, народ выйдет на улицы”, – заявил Тамаз Диасамидзе.

По его словам, в превознесении Аслана Абашидзе большую роль сыграли центральные власти Грузии, которые на протяжении 10 лет закрывали глаза на все беззакония, которые творились в Аджарии.

“Аджария превратилась в цех по “производству денег”. Абашидзе создал угрозу не только территориальной целостности Грузии, но и государственности Грузии. Поэтому мы предупреждаем власти страны, что с этим человеком компромиссы недопустимы, недопустима его политическая реабилитация, он должен уйти. Если начнут сотрудничать с ним, и попытаются согласиться на какое-либо сосуществование, они обречены”, – заявляет Тамаз Диасамидзе.

По словам Пааты Закареишвили, власти должны серьезно призадуматься в отношении к руководству Аджарии. Он не исключает, что новые власти Грузии могут пойти и на сделку с Россией.

“Вполне возможна сделка с Россией с целью отстранения Абашидзе. Его опорой является лишь Россия. А Россия нуждается в Абашидзе из-за сохранения своей военной базы в Батуми. Вполне возможно, что власти Грузии согласятся на временное оставление базы, и вместо этого поменяется режим Абашидзе. Сейчас для интересов страны этот процесс более важен, чем вопрос нахождения российских баз в Грузии”, – считает Паата Закареишвили.

В настоящее время в Москве продолжается визит министра иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе, который  встречается с представителями российского правительства и обсуждает вопрос о выводе российских военных баз из Грузии.

Exit mobile version