Несостоявшийся договор углубляет противостояние между конфессиями

ГПЦ против договора с Ватиканом

Отказ грузинской стороны подписать договор с Ватиканом еще более увеличил разрыв между Католической и Грузинской Православной церквями, выявив склонность к изоляции последней.

В результате массовых акций протеста 19 сентября и категорических требований со стороны Православной Церкви Грузии президент Эдуард Шеварднадзе в последний момент изменил свое решение и отказался от подписания межгосударственного договора с Ватиканом, который должен был определить юридический статус Католической церкви в Грузии.

22 сентября президент Шеварднадзе выразил сожаление по поводу того, что не удалось подписать договор с Ватиканом, объяснив этот факт “недоразумением”.

“Разработка договора началась давно, еще после визита в Грузию папы римского Иоанна Павла второго. Документ касался вопросов сотрудничества между двумя странами. Я сам православный, но уважаю все религии”, – сказал президент Эдуард Шеварднадзе в своем традиционном радио-интервью по Первому каналу Государственного радио Грузии 22 сентября.

По его словам, работа над этим документом продолжится, и в то же время парламент начнет работу над законом “О религии”.

Отказ грузинского правительства от подписания договора с Ватиканом не был неожиданным, так как накануне приближающихся парламентских выборов, назначенных на 2 ноября, власти не пошли бы на такой шаг, который мог вызвать протест со стороны Патриархии Грузии.

Архиепископ Жан-Луи Торан, мидян по внешним связям Священного Престола, то есть тот же министр иностранных дел Ватикана, который с целью подписания договора прибыл в Тбилиси 18 сентября, уже 21 сентября отбыл из Тбилиси, так и не выполнив своей главной миссии в Грузии.

Перед тем, как покинуть Грузию, архиепископ Жан-Луи Торан оставил довольно резкий текст заявления грузинским властям и выразил сожаление, что главная задача его визита так и осталась не выполненной из-за того, что “грузинская сторона в последний момент поменяла свое решение”.

“Святой Престол надеется, что Грузия, которая является участником множества важнейших международных конвенций по правам человека, найдет пути выхода из этой непривлекательной ситуации”, – заявил епископ.

В заявлении также говорится, что Святой Престол “глубоко оскорблен” отношением Грузинской Православной Церкви, которая “распространила слухи, не соответствующие действительности”.

До приезда в Тбилиси министра иностранных дел Ватикана Патриархия Грузии распространила заявление, в котором было отмечено, что правительство Грузии намерено подписать с Ватиканом “тайное соглашение”, которое, как заявляла Патриархия, усилило бы влияние Ватикана в Грузии.

18 сентября Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия второй заявил на пресс-конференции в Тбилиси, что “подписание межгосударственного договора между Грузией и Ватиканом неприемлемо”.

“Мы не знали содержания этого документа. Когда (в 2002 году) подписывался Конкордат между властями Грузии и ГПЦ, этот документ прошел широкое обсуждение, и общественность знала все детали соглашения. Договор с Ватиканом может создать серьезные проблемы грузинскому правительству”, – заявил Илия второй на брифинге до прибытия в Тбилиси Жан-Луи Торана.

За заявлением Патриархии 19 сентября последовали массовые акции протеста по всему Тбилиси. Собравшиеся перед зданием парламента тысячи православных, большинство которых составляли молодые люди, скандировали лозунги против Ватикана. Многие из них держали транспаранты с надписями: “Оставьте Грузию в покое!”, “не допустим подписания договора!”, “Грузия без Ватикана!”.

В демонстрациях принимали участие также и несколько высокопоставленных представителя ГПЦ. Эпископ Зенон, считающийся одним из влиятельнейших личностей в ГПЦ, поблагодарил демонстрантов “за поддержание грузинского духа”.

Несмотря на то, что официально в Грузии декларирована свобода вероисповедания, конституция придает приоритет ГПЦ и этот приоритет скреплен также и Конкордатом между государством и ГПЦ”, – заявил отец Зенон.

“Православный фундаментализм”?

 В октябре прошлого года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия второй подписали конкордат, который определяет взаимоотношения между государством и Православной Церковью Грузии. Согласно подписанному документу, ГПЦ получает множество важных привилегий по отношению с другими религиозными конфессиями.

Грузинская Православная Церковь опасалась, что соглашение с Ватиканом создаст угрозу особым правам ГПЦ в Грузии.

Примечательно, что в 1999 году, во время визита в Грузию папы римского Иоанна-Павла второго многие православные священники запретили своим прихожанам присутствовать на проповеди папы римского, так как, по их утверждению, это было бы “большим грехом”.

Но не все грузинские православные священнослужители относятся так радикально и скептически к Ватикану. Протоиерей Басил Кобахидзе заслужил строгое замечание и укор со стороны Священного Синода ГПЦ из-за критического отношения в ГПЦ.

Протоиерей Басил Кобахидзе отмечает, что “Патриархией завладел фанатизм и средневековая “черная идеология”, что увеличивает изоляцию ГПЦ от остального пространства”. По словам Кобахидзе, Католикос-Патриарх Илия второй находится под влиянием таких сил.

“Последние решения некоторых высокопоставленных представителей ГПЦ дискредитируют, ослабляют и вгоняют в изоляцию нашу Церковь. Несостоявшийся договор с Ватиканом является явным доказательством существования таких тенденций”, – заявил протоиерей Басил Кобахидзе “Civil.Ge”.

По его словам, именно в результате усилий таких сил ГПЦ вышла из Вселенского Совета Церквей в 1997 году.

Протоиерей Басил Кобахидзе читает лекции на факультете журналистики в Тбилисском Государственном университете. Он анализирует около 40 изданий – журналов и газет, издаваемых ГПЦ, эти СМИ проводят анти-западную пропаганду, и замедляют формирование гражданского общества в Грузии.

“Я на самом деле боюсь, когда знакомлюсь с этими СМИ. Боюсь, что Грузии грозит православный фундаментализм”, – заявляет протоиерей Басил Кобахидзе.

Притеснение католиков

Ажиотаж, вызванный планируемым подписанием договора между Ватиканом и Грузией еще более углубил скрытую годами напряженность между представителями Православной и Католической Церквей в Грузии.

Как говорится в заявлении министра иностранных дел Ватикана, из-за того, что договор не был подписан, больше всего пострадали католики Грузии, у которых “нет никакого юридического статуса”.

В Грузии проживает около 50 тысяч католиков. Неимение юридического статуса сильно затрудняет деятельность христиан-католиков в Грузии.

“Например, очень трудно построить католический храм, так как Католическая Церковь не является юридическим лицом в Грузии”, – сказал корреспонденту “Civil.Ge” Предводитель Кутаисской католической церкви Габриель Брагантини.

В Кутаиси католики собираются на богослужения в доме Габриеля Брагантини, так как храма у них в Кутаиси уже нет.

“В 1989 году православные завладели нашей церковью в Кутаиси. Мы обратились с просьбой к Патриархии Грузии, чтобы нам вернули церковь, но никто нас не захотел слушать. После чего обратились в суд. Процесс затянулся, а в июле 2003 года суд отказался удовлетворять наш иск”, – говорит отец Габриель Брагантини.

Кроме Кутаиси католики потеряли еще 4 церкви на территории Грузии, в том числе одну  – в Гори (Центральная Грузия).

“Более того, в Гори католическая церковь полностью была переделана на православный стиль. Мы просили, чтобы этого не делали. Обратились даже к президенту. Он послал письмо в Патриархию, чтобы приостановили реконструкцию церкви. Но никто ничего сделал”, – заявляет Габриель Брагантини.

А в Ахалцихе (Южная Грузия), где больше половины населения католики, католическая церковь приобрела земельный участок, но местные власти не дали разрешения на строительство католического храма.

“Тогда мы попросили властей, что в Ахалцихе разрешили бы нам хоть восстановить старую католическую церковь. На это нам ответили, что если Патриархия Грузии будет согласна, они тоже согласятся. Но, не понимаю, почему нам необходимо спрашивать разрешения у Патриархии для того, чтобы восстановить церковь на наши же средства?” – спрашивает Габриель Брагантини.

По его словам, несколько лет назад “были попытки проведения диалога” между ГПЦ и Католической Церковью по поводу совместных образовательных и благотворительных мероприятий, но по его же словам, “все это осталось разговорами”. “А сегодня говорить о каком – либо диалоге никакого смысла и нет”, – добавил Габриель Брагантини.

Потерянная терпимость

За последнее время Грузия не раз становилась объектом критики со стороны международных организаций из-за нарушения религиозных прав в стране.

Власти, которые публично заявляют, что выступают против религиозного экстремизма, на самом деле не так уж и много делают, чтобы в Грузии были защищены права религиозных меньшинств.

Отлученный от ГПЦ священник Басил Мкалавишвили, которому суд присудил предварительное заключение за организацию нападения против свидетелей Йеговы, до сих пор разыскивается полицией.

Более того, такие политики, которые пользуются декларированием идеи превосходства православия для достижения собственных политических целей и популярности, зачастую не брезгуют и проповедью религиозного экстремизма, пользуясь в таких случаях поддержкой со стороны власти держащих.

Депутат грузинского парламента Гурам Шарадзе, который является ярым защитником находящегося в розыске Басила Мкалавишвили, является членом про-правительственного предвыборного блока “Для новой Грузии, и баллотируется в мажоритарные депутаты в Глданском районе, в котором и проживает большинство приверженцев Мкалавишвили.

В Тбилиси, на улице Леселидзе (старый город) уже многие века бок о бок стоят православные, католическая и армянская церкви, а также мечеть и синагога. Но, этот символ грузинской толерантности, очевидно, уже не совсем отражает создавшуюся действительность в стране.

Георгий Сепашвили, “Civil.Ge”

Exit mobile version