skip to content
АналитикаНовости

Правозащитники заявляют, что Шеварднадзе пытается контролировать судебную систему

Последние замечания президента Шеварднадзе по поводу судебной системы страны и решения Тбилисского областного суда, постановившего, что телевизионная передача “60 минут” местной телекомпании “Рустави-2” в виде компенсации за моральный ущерб должна выплатить 1 миллион лари (около 460 тысяч долларов США) руководителю Грузинской железной дороги Акакию Чхаидзе, вызвали недовольство со стороны гражданских правозащитных организаций, которые опасаются, что грузинские суды теряют независимость.

На правительственном заседании 13 августа президент Грузии Эдуард Шеварднадзе призвал Конституционный суд до принятия окончательного решения по поводу важнейших решений для страны договариваться с правительством. “Почему не должен согласовывать Конституционный суд со мной или с государственным министром решения, которые могут повлиять на государственный бюджет?” – спросил Шеварднадзе в связи с постановлением Конституционного суда, который своим решением в декабре прошлого года приостановил повышение тарифов на электричество.

Это уже был второй случай публичного вмешательства Шеварднадзе в деятельность судебной системы страны. Ранее, 30 июля он призвал судей не принимать в производство любые иски от пенсионеров с требованием выплаты им пенсионной задолженности со стороны государства. “Судей назначал я, и соответственно, у меня есть полное моральное право, попросить их не принимать [в производство] дела любого толка”, – заявил тогда Шеварднадзе.

Местные правозащитные группы опасаются, что попытками усиления своего влияния над судебной властью страны правительство, таким образом, пытается оградить себя от нежелательных решений. Ну а оппоненты президента утверждают, что Эдуарда Шеварднадзе более волнует обеспечение собственного политического будущего, чем развитие гражданского общества в стране.

“Замечания президента в сторону Конституционного суда являются нарушением Конституции страны. Я обращусь в Генеральную прокуратуру с просьбой возбудить дело против Шеварднадзе”, – заявила в прямом эфире телекомпании “Рустави-2” Тина Хидашели представитель правозащитной неправительственной организации Ассоциация молодых юристов Грузии.

Бывший заместитель министра юстиции Грузии, юрист Коте Кублашвили отмечает, что замечания, сделанные президентом в отношении судебной системы возвращают страну в советскую эпоху, когда суды принимали свои решения на основании прямых указаний руководства страны.

“В Конституции черным по белому написано, что судебные власти являются независимыми. Суд может проконсультироваться лишь с теми юристами, которых сам же пригласит. Наше законодательство не предусматривает никаких тайных консультаций между судами и представителями исполнительного правительства”, – заявил корреспонденту “Civil.Ge” Коте Кублашвили.

Верховный суд Грузии воздерживается от комментариев по поводу замечаний Шеварднадзе. “Мы не можем комментировать заявления президента. Мы можем комментировать лишь конкретные постановления судебных органов”, – заявила “Civil.Ge” пресс-секретарь Верховного суда Грузии Хатуна Чарквиани.

Зураб Абашидзе, председатель Совета юстиции Грузии, ответственного за проведение судебной реформы в стране, заявляет, что президент никогда не вмешивался в деятельность судебной системы.

“Я не являюсь представителем президента, и соответственно, не могу разъяснить его заявление. Но с уверенностью могу заявить, что до сегодняшнего дня не было ни одного случая со стороны президента оказать давление на судей. Судьи дают присягу президенту и соответственно, у президента есть моральное право сказать что-либо о судьях”, – заявил Абашидзе 14 августа корреспонденту “Civil.Ge”.

Представители гражданской общественности мало верят в независимость судебной власти после того, как председатель Грузинской железной дороги, и в тоже время один из лидеров про-правительственного предвыборного блока 11 августа выиграл судебный процесс против передачи “60 минут”. Согласно постановлению суда, передача должны выплатить 1 миллион лари Акакию Чхаидзе как компенсацию за моральный ущерб, причиненный передачей руководителю ЖД клеветой.

13 августа представители СМИ и общественных правозащитных организаций распространили заявление по поводу судебного решения против передачи “60 минут”. “Решение суда было абсолютно беспочвенным. Это является попыткой заставить замолчать СМИ накануне парламентских выборов. Мы возмущены тем, что с этой целью правительство пытается использовать судебные власти”, – говорится в заявлении.

Но, как оказалось, по поводу такого решения суда возмущение выразили лишь гражданские активисты.

“Более возмутительным для меня является еще и то, что ни одна политическая партия, в том числе и оппозиционные партии не отозвались на заявление Шеварднадзе. Или это для них не имело никакого значения, или же оппозиция тоже намеревается подчинить судебную систему себе в случае прихода к власти. Если мой прогноз оправдается, мы окажемся перед катастрофой”, – заявляет представитель общественной правозащитной организации “Институт свободы” Гига Бокерия.

Георгий Сепашвили, “Civil.Ge”

მსგავსი/Related

Back to top button