skip to content
Новости

Миссия МФВ оставила правительству Грузии сложную головоломку

Секвестр бюджета неизбежен – как будет действовать правительство?!

После того, как Миссия Международного Валютного Фонда завершила работу в Грузии, власти страны оказались перед дилеммой. Накануне приближающихся парламентских выборов правительству придется или придется принимать непопулярные меры, чтобы выполнить рекомендации МВФ, или же Грузии грозит потеря поддержки со стороны валютного фонда.

Миссия МВФ, проработавшая в Грузии с 24 июня по 7 июля, дала еще один шанс грузинским властям для исправления ситуации в фискальной сфере. Власти страны до 15 августа должны выполнить обязательства, которые были возложены Миссией на членов грузинского правительства.

Рекомендации МВФ, в основном, предусматривают корректировку бюджета на 135 миллионов лари (около 63 миллионов долларов), увеличение тарифов на электричество и внесение поправок в Налоговый кодекс. Кроме всего этого к концу августа в Вашингтоне представителям грузинского правительства придется предъявить параметры о выполнении бюджета за июль месяц главному офису МВФ.

Особенно сложным для выполнения среди этих обязательств для правительства Грузии будет сокращение расходной части Государственного бюджета на 95,5 миллионов лари, так как согласно требованиям МВФ, этот вопрос должен обсудить Парламента Грузии. Хотя, согласно грузинскому законодательству, правительство имеет право самостоятельно сокращать бюджет на сумму менее 10%. Поэтому, в любом случае, утвердит ли парламент сокращение бюджетных расходов, корректировка главного финансового документа страны неизбежна.

Парламентская оппозиция категорически против сокращения расходов и в связи с бюджетным кризисом ответственность полностью возлагает на исполнительное правительство.

“Мы не поддержим секвестр бюджета, потребуем постановки вопроса об ответственности правительства и его отставки”, – заявил на пресс-конференции 9 июля представитель оппозиционной фракции “Новые правые” Давид Когуашвили.

“Ответственность за выполнение бюджета взял на себя Автандил Джорбенадзе (государственный министр), соответственно, мы потребуем его отставки”, – заявляет представитель “Объединенных демократов”, бывший министр по налоговым сборам Михаил Мачавариани.

Кроме этого, “Объединенные демократы” намереваются возбудить иск против правительства страны за невыполнение бюджетных обязательств. В частности, с 1 июля должны были быть увеличены минимальные зарплаты до 35 лари (около 16 долларов США), что в условиях нынешнего дефицита бюджета выглядит абсолютно неперспективным.

“Мы готовимся внести иск против правительства в суд из-за нарушения той статьи бюджета, которая предусматривает увеличение минимальных зарплат до 35 лари”, – заявляет Михаил Мачавариани.

Недовольство оппозиции действиями исполнительных властей имеет под собой твердые экономические основы. По данным за 6 месяцев, дефицит бюджета 2003 года уже составляет 87 миллионов лари. По подсчетам парламентского Комитета по налогам и доходам, правительство должно мобилизовать ежемесячно по 120 миллионов лари, чтобы избежать еще один секвестр к концу года. Но как считают эксперты, это невозможно и очередное сокращение расходной части бюджета к концу года неизбежно.

“Мы уверены, что к концу года еще раз придется секвестрировать и так уже урезанный бюджет. По оптимистическим прогнозам, секвестр секвестра составит 35 миллионов лари, а по пессимистическому прогнозу – 50 миллионов лари”,- говорит руководитель Бюджетного офиса Парламента Грузии Роман Гоциридзе.

Сокращение бюджетных расходов становится причиной недовольства не только оппозиции. Свой протест в связи с этим процессом выражают также и некоторые члены самого правительства, так как сокращение расходов повлечет за собой урезание финансирования министерств и департаментов, которые изначально не смогли добиться утверждения в бюджете требуемых ими сумм.

В случае сокращения расходов, парламент недополучит 1,5 миллионов лари, Президентский инвестиционный фонд – 5 миллионов лари, культурные программы – 1,5 миллионов лари, посольства – 1,8 миллионов лари, программы сельского хозяйства – 4,4 миллионов лари.

Самая большая сумма приходится на силовые министерства – 20 миллионов лари, что естественно вызывает протест со стороны этих ведомств. Тем более что по данным за 6 месяцев, Министерство обороны недополучило запланированных 12 миллионов лари, а МВД – 11,5 миллионов лари.

Предметом для отдельного обсуждения является сокращение трансфертов в местные бюджеты. Это те суммы, из-за которых мажоритарные депутаты парламента дали свои голоса во время утверждения бюджета 2003 года.

“Любой мажоритарный депутат, который поддержит секвестр бюджета, проиграет выборы в своем округе”, – заявляет один из лидеров “Объединенных демократов” Михаил Мачавариани. Он единственный представитель среди оппозиционных партий, который ставит вопрос о личной ответственности государственного министра Автандила Джорбенадзе.

Согласно рекомендациям МВФ, корректировка бюджета не означает лишь сокращения расходной части бюджета. Для правительства не менее сложным будет увеличение доходной части бюджета. Мероприятия, с помощью которых правительство намеревается покрыть дефицит бюджета, предусматривают увеличение доходов на 38 миллионов лари.

Введение новых налогов на мобильные телефоны, налогообложение строительных кооперативов, увеличение налогов на азартные игры, рынки и внешние торговые точки, мобилизация в бюджет спецсредств бюджетных организаций – это то перечень, который по расчетам правительства, увеличит доходы бюджета на 38 миллионов лари. Но Бюджетному офису парламента кажется не совсем реальным принятие таких поправок к Налоговому кодексу и в последующем их реализация.

“Компенсировать суммы, которые должны поступать от нефтепродуктов, планируется увеличением этих налогов, что абсолютно нереально. Очевидно, такие рекомендации МВФ выдало по просьбе правительства”, – говорит Роман Гоциридзе.

До 15 августа правительству предстоит пройти сложный путь. Экономической команде правительства вместе с оппозицией претензии предъявляют также и другие представители самих исполнительных властей. Не исключено, что за этими болезненными процессами последуют также и кадровые изменения в правительстве.

Нино Хуцидзе, “Civil.Ge”

მსგავსი/Related

Back to top button