skip to content
АналитикаНовости

Возможные связи Грузии с “Аль-Каэда” вновь порождают много вопросов

За последними взрывами в Эр-Рияде и Касабланке последовала волна антитеррористической тревоги во всем мире, которая послужила толчком для суждений об активизации сети “Аль-Каеда” и о возможной роли в этом процессе Панкисского ущелья Грузии.

20 мая со ссылкой на анонимный источник американское телевизионное агентство “ABC News” распространила сообщение о том, что “сеть Бин Ладена приступила к возрождению и тренирует терроистов в Грузии”. Официальные лица из властей Грузии категорически опровергли такие сообщения. Министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания заявил, что нахождение террористов в Панкиси “абсолютно исключается”.

Посол Грузии в США Лева Микеладзе со своей стороны отметил, что он “был удивлен” дефицитов фактов в информации [ABC News]. Посол отметил, что ни одно официальное агентство США, с которыми он связывался в связи с данным сообщением, не смогли подтвердить информацию ABC News.

Посол США в Грузии Ричард Майлс заявил, что он не владеет “никакой информацией” о нахождении террористов в Грузии. По его словам, “нельзя сказать, что в этой связи [в Грузии] тревожная ситуация. Хотя, возможно, что какая-то часть террористов может укрываться в Панкисском ущелье”.

Но, сообщение ABC News хорошо согласуется с заявлением министра внутренних дел Франции Николя Саркози от 6 мая, в котором министр отметил, что центры “Аль-Каэда” возможно переместились по направлению Грузии.

Международный резонанс в связи с предполагаемой угрозой со стороны возродившейся террористической сети еще более усилила уже ставшие традиционными взаимные обвинения об укрывательстве террористов между различными противоборствующими политическими силами на Кавказе.

Российские СМИ подхватили эти сообщения и заявили, что проведенные правохранительными органами Грузии в Панкисском ущелье действия оказались безрезультатными. В то же время власти непризнанной республики Абхазия обвинили грузинскую сторону в укрывательстве террористов в регионе Самегрело. Легитимные же власти Абхазии в изгнании в ответ на это заявили, что, возможно, некоторые члены “Аль-Каэда” нашли убежище в Абхазии.

Проблема “Аль-Каэда” в политике на Кавказе превратилась в популярный рычаг взаимного давления. Но по сей день не существует доказанных, объективных улик или боле менее сформированной гипотезы о нахождении членов “Аль-Каэда” в Грузии и об их деятельности.

В связи с этим самая распространенная теория была изложена в выступлении государственного секретаря США Колина Пауелла перед Советом Безопасности ООН 5 февраля нынешнего года. В своем докладе госсекретарь ссылался на показания одного из задержанных членов “Аль-Каэда”.

Пауелл отметил, что деятельность евопейской сети “Аль-Каэда” контролировал один из командиров высшего ранга “Аль-Каэда” Федель Назель Халайле, который также известен как Абу Мусаб Аль-Заркави, и как считается, он проживал в Ираке. Совету Безопасности ООН был представлен слайд со структурой европейской сети “Аль-Каэда”, на котором видно, что некий Абу Атия руководит “панкисской ячейкой” “АльКаэда”.

Государственный секретарь заявил, что “в 2001 году Абу Атия поручил, как минимум девятерым экстремистам североафриканского происхождения отправиться в Европу для проведения террористических актов с использованием отравляющих и взрывчатых веществ”. В том же феврале президент Буш заявил, что наряду с Германией, Великобританией и другими европейскими странами террористы намеревались осуществить атаки и против Грузии. Панкисская тема фигурировала и в деле найденного в Великобритании отравляющего вещества рицин.

“Очерк европейской сети “Аль-Каэда”, сделанный Колином Пауеллом, стал мишенью критики со стороны ученых кругов и СМИ, так как доклад по большей части ссылался на показания одного лица: Ал-Заркави и его сети. В Случае с Панкисским ущельем картина еще более затуманена.

Спеслужбы Грузии никакой информации не распространяли ни об Абу Утия и о его нахождении в Панкисском ущелье. До речи Колина Пауелла имя Абу Утия всего раз прозвучало в мировых СМИ, и то со ссылкой на информацию ЦРУ США. По сообщению турецкого информационного агентства “Анадолу”, в июле 2002 года ЦРУ предупредило турецкую сторону о грозящей опасности химической или биологической атаки против посольств США или России, или самой Турецкой республики. В информации отмечалось, что отравляющие вещества из Грузии должен был ввести некий Абу Утия.

В январе 2003 года Министерство государственной безопасности опубликовало до этого засекреченную информацию о Панкисском ущелье. В информации было сказано, что в Панкисском ущелье кроме 700 чеченских бойцов находились и около 100 арабских наемников. По заявлению министерства, главным связным “Аль-Каэда” в Панкиси являлся некий Абу Хафс, по кличке “Амжет”. Официальный представитель Министерства госбезопасности Грузии Ника Лалиашвили заявил, что Амжет также руководил полевым госпиталем в Панкисском ущелье.

Получается, что версии грузинской и американской сторон о связи “Аль-Каэда” с Панкисским ущельем не совпадают, во всяком случае, те ее части, которые известны общественности. Вместе с тем Лалиашвили заявил, что Абу Хафс (Амжет) разыскивается Интерполом, но Интерпол эту информацию не подтвердил.

По данным международных источников, в “Аль-Каэда” было два Абу Хафса. Один из них, Абу Хафс по кличке “Египтянин” был убит в Афганистане во время военных действий, проводимых Соединенными Штатами. Второй Абу Хафс – “Мавританец” (настоящее имя – Махфуз Валид Аль-Валид) является одним из лидеров высшего ранга в “Аль-Каэда”. Его нахождение в Панкиси не осталось бы незамеченным для ЦРУ и Колина Пауелла.

Из-за всего этого и с учетом того, что Абу Хафс (“Излучающий Святой Дух”) достаточно распространенная кличка, почти невозможным становиться подтверждение грузинской версии связи “Аль-Каэда” с Панкисским ущельем.

Все еще туманом окутаны некоторые вопросы нахождения в прошлом или сегодня в Панкисском ущелье конкретных террористов и об их связи с международной террористической сетью. Тем самым скептики получают возможность заявлять, что желание доказать существование таких связей в основном служат конкретным политическим целям как в Грузии, так и за ее пределами.

Грузия очень скоро повернулась от отрицаний фактов нахождения террористов на ее территории к подтверждению таковых. Заявления официальных лиц Грузии о Панкиси совпали с иракским кризисом, пытаясь тем самым выявить связь между врагом №1 США и угрозой, исходящей из Панкиси. Но никаких подтверждений этому в открытых источниках информации представлено не было.

Можно предположить, что Грузии ожидает весомой прибыли из-за подтверждения угрозы Грузии, исходящей от международного терроризма, а особенно от “Аль-Каэда”. Грузинские политики считают, что это может повлиять на увеличение военной помощи Грузии со стороны Соединенных Штатов, особенно в рамках ныне реализуемой программы “Трейнинга и экипировки” грузинских антитеррористических подразделений, которая была разработана под знаменем борьбы против терроризма в регионе.

С другой стороны, увязывание Панкисского ущелья (и исходя из этого Чечни тоже) с международной террористической сетью также входит в интересы США и России. Эти два государства пытаются найти партнерский язык, особенно после терактов 11 сентября и иракских событий.

Естественно, верить до конца таковым “теориям заговоров” не стоит, но, сам факт их существования придает более политизированный характер вопросу безопасности на Южном Кавказе, чем тому это необходимо на самом деле. А в условиях, когда не существует точно сформированной, опирающейся на фактах информации, политики затрудняются принимать четкие и обдуманные решения по поводу реальной угрозы терроризма в масштабах страны и региона в целом.

მსგავსი/Related

Back to top button