Пристегните ремни! Добро пожаловать в Тбилиси!

Грузинский беспорядок и недоверие в Тбилисском аэропорту

– Лари есть? – спросил парень, проверяющий билеты.
– Что вы предлагаете, мне взятку вам дать?
– Да…- ответил он.
Если после такого диалога вы не заплатите деньги, вас все равно без проблем пропустят к последнему пункту по пути к самолету.

Тбилисский аэропорт довольно “крохотный”, здесь нет даже транзитного зала и всего то один гейт. Доход аэропорта составляет 8-9 миллионов лари в год и там работает до 1000 человек. По словам финансового менеджера аэропорта, минимальная зарплата тут 180-200 лари. Работу аэропорта контролирует наблюдательный совет, подчиняющийся Министерству госимущетсва. Сам аэропорт тоже является акционерным обществом и 100%-ным пакетом его акций владеет государство. И как во всех государственных ведомствах, здесь тоже царит грузинский беспорядок.

До таможенного пункта простирается большой зал, где вперемешку ходят и пассажиры и провожающие, хотя по правилу, через таможенный пункт пройти могут только пассажиры. Если дадите 1 лари мужчине, стоящему у таможенного пункта и очень попросите, провожающего пропустят до регистрационной лавки. А если у вас есть знакомые, дадут возможность проводить улетающих за границу до самого самолета, в стерильной зоне сможете выпить вместе с улетающими бокал пиво, и если слишком захотите, сможете даже помочь им в укладке багажа в самом самолете.

Одному грузинскому студенту, отправлявшемуся за границу транзитом через другую страну, на последнем КПП заявили: В аэропорту введено новое правило – если летишь транзитом, должен заплатить 20 долларов, а если нет – то всего 10 долларов. Официально никакого такого правила не существует.

“К сожалению, сегодня нарушения везде происходят. Но мы не может их искоренить, если сами пассажиры официально не заявят об этом”, – заявил в беседе с “Civil.Ge” начальник Службы аэропорта по организации перевоза пассажиров Лексо Харебашвили и добавил, что “если в аэропорту с пассажирами что-то происходит, все думают, что это вина руководства аэропорта. На самом же деле, тут работают представители многих других структур, та же полиция, таможня…”.

Часто бывает, что часть улетающих за границу пассажиров до всех пунктов аэропорта провожает  какой-нибудь сотрудник аэропорта и контролерам говорит, что это его знакомые. Причиной поиска знакомых в аэропорту является желание избежать искусственно созданные барьеры, но если человек хорошо знаком с правилами и может защищать свои права, все КПП сможет преодолеть безо всяких проблем и помощи знакомых.

Говоря о традиции использования помощи знакомых, Лексо Харебашвили отмечает, что исходя из грузинского менталитета, “иметь знакомых” в Грузии повсеместное явление и поиски знакомых для того, чтобы “мирно” улететь из страны, не должно удивлять.

Общеизвестный факт, что грузины достаточно неорганизованный народ и часто нарушаем установленные правила. Например, нередко в салоне самолета, где написано “Не курить!”,  грузины все равно курят. Ну а что же касается очереди, у грузин такого понятия как “очередь” вообще не существует.

Когда самолет приземляется в тбилисском аэропорту, пилот просит пассажиров на некоторое время не выходить из самолета и называет несколько фамилий. Оказывается, в это время выходить из самолета могут только “особо привилегированные” пассажиры, которых у трапа ожидают правительственные автомобили с надписью VIP. Не стоит думать, что все эти пассажиры члены правительства или какого-нибудь другого государственного ведомства. Просто, у них есть знакомые в руководстве аэропорта и потому и становятся привилегированными.

“Остальных пассажиров ожидает автобус, который должен довезти их до паспортного контроля. Как говорит Лексо Харебашвили, пассажиров обслуживает столько автобусов, сколько нужно. Но опыт пассажиров показывает, что не всегда это так. Как только сойдешь с трапа, должен бежать к автобусу, чтобы место себе занять. Тот, кто последний сходит с авиалайнера, должен очень постараться, чтобы как-то влезть в автобус, но тоже нередко, сделать это невозможно. Водитель может закрыть двери автобуса, даже не посмотрев в вашу сторону, и зажмет вас этими дверьми.

У паспортного контроля появится сотрудник таможни и по-грузински говорит “кто не является гражданином Грузии, заполните декларации”. Кто не грузин, тот естественно не поймет, что сказал сотрудник грузинской таможни.

Очередь у паспортного контроля более походит на народное собрание. В этой очереди стоят “обыкновенные” люди. “Необыкновенным” в очереди стоять не положено. Их встречают знакомые, которые подают паспорта контролерам через задние двери, чтобы их проверили в первую очередь”.

Настает и время прибытия багажа. Почти все чемоданы закутаны специальным полиэтиленом или бумагой в опаске того, чтоб никто не открыл. Но как заявляют в аэропорту, случаи потери багажа доведены до минимума.

Если вас в Тбилиси никто не встречает, поймать такси не проблема. Таксисты пассажиров встречают уже у паспортного контроля, несмотря на то, что вход туда незнакомым людям воспрещен. Может, они заплатили деньги и потому и впускают их туда, куда нельзя входить.

И под конец, очарованные безупречным порядком заграницей, чувствуете, что вы прибыли в Грузию, где о порядке и законах никто не помнит.

Саломе Джаши, “Civil.Ge”

Exit mobile version