skip to content
Новости

В связи с военными базами Россия “затягивает время”

Российско-грузинских переговоры по военным вопросам, а также двухдневные переговоры между российской и грузинской правительственными делегациями по рамочному договору между двумя странами, которые проходили в Тбилиси, в Министерстве иностранных дел Грузии, завершились безрезультатно.


11 февраля, в ходе 11-часовых “сложных” переговоров, для находящейся в Тбилиси российской делегации под руководством посла по особым поручениям российского МИДа Игоря Савольского, неприемлемыми оказались те предложения, которые им предложила грузинская сторона в связи с выводом российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки, передачей отдельных военных объектов грузинской стороне и созданием совместного антитеррористического центра.


Вышедшие после переговоров члены обеих делегаций поставили под сомнение возможность продолжения переговоров в таком формате и добавили, что обсуждение вопросов и достижение определенных соглашений станут возможны уже в ходе визита в Тбилиси министра иностранных дел России Сергея Лавров, который прибудет в Грузию 18 февраля.


Выходившие на перерывы в течение дня переговоров представители как грузинских, так и российских рабочих групп, в прерогативу которых входило лишь достижение словесного соглашения, воздерживались комментировать детали и заявляли, что переговоры проходят “сложно”.


После завершения переговоров член парламента Грузии Гига Бокерия, который впервые присутствовал на переговорах российско-грузинских делегаций, заявил, что Россия пытается затянуть вывод своих баз и настало время, объявить незаконными российские базы на территории Грузии. “Международная правовая практика этого уже существует и мы должны воспользоваться ею”, – заявил Бокерия.


На переговорах обсуждалась, в основном, инициатива грузинской стороны о создании совместного российско-грузинского антитеррористического центра взамен вывода российских военных баз из Грузии. Как известно, с этим предложением Грузия выступила в июне прошлого года, на что Тбилиси пришлось ждать ответа с Российской стороны. Позже, можно сказать, что Россия взяла на вооружение эту идею и уже сегодня активно пытается ее реализовать.


Причиной тому депутат Гига Бокерия называет тот факт, что созданием антитеррористического центра Москва пытается просто переименовать находящиеся в Грузии свои военные базы, “что для нас абсолютно неприемлемо”, – заявляет депутат.


“В связи с этими антитеррористическими центрами русские таким образом сформировали свою позицию, что возникали серьезные сомнения по поводу того, возможно ли вообще достижение договоренности по этому вопросу”, – заявил “Civil.Ge” посол Грузии в России Валерий Чечелашвили.


Как сообщил “Civil.Ge” заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе, Грузия предлагает российской стороне следующую схему: оформить договор, в котором будут расписаны сроки и условия вывода российских военных баз из Грузии, и “лишь после этого создать группы экспертов, которые будут работать над созданием совместного антитеррористического центра”.


По словам Антадзе, грузинская сторона также готова в виде компромисса подписать соглашение, согласно которому, российская военная база в Гудауда, Абхазия перейдет в пользование российских миротворческих сил, находящихся в зоне абхазского конфликта. Со стороны Тбилиси это может считаться лишь формальным компромиссом, так как, реально, на Гудаутской военной базой пользуются все равно те же российские миротворцы.


Примечательно, что переговоры протекали настолько безуспешно, что стороны вообще не затрагивали вопрос о сроках нахождения в Грузии российских военных баз.


Руководитель российской делегации Игорь Савлоьский обвинил грузинскую сторону “в отступлении от процесса переговоров”, и заявил, что попытка российской делегации пойти на компромисс завершилась безрезультатно.


“Сложилась такая тенденция, что обсуждение этих вопросов встало под сомнение”, – заявил журналистам 11 февраля Игорь Савольский, которые воздержался от конкретизации проблемы и отметил лишь, что все определиться на следующем раунде переговоров.


Переговоры между Россией и Грузией о выводе российских баз из Грузии проводятся с 1999 года. Как известно, на саммите ОБСЕ в Стамбуле Россия обязалась ликвидировать свои военные базы в Вазиани (около Тбилиси) и в Гудаута (Абхазия) до 1 июля 2001 года.


К условленному времени Россия вывела своих военных из Вазиани. По утверждению Москвы, также выведены тяжелые вооружения и из Гудауты, но, из-за того, что юрисдикция Тбилиси не распространяется на территорию Абхазии, грузинская сторона требовала проведения международного мониторинга в Гудаута, но безрезультатно.


В том же стамбульском соглашении от 1999 года записано, что Россия и Грузия обязуются достичь соглашения в связи с функционированием и сроками вывода российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми. Это означает, что в отличие от Вазиани и Гудаута, в отношении Батуми и Ахалкалаки договор не определяет, когда должна вывести Россия эти базы, чем, соответственно, Москва и пользуется.


Стороны не то что, до 2001 года, как это было определено в стамбульском соглашении, но и по сей день не смогли договориться о сроках вывода баз из Батуми и Ахалкалаки.


Изначально, Россия заявляла, что для ликвидации этих баз ей нужно 14 лет, после она дошла до 11. А Тбилиси заявлял, что вполне достаточно и трех лет, но за это время, на самом деле, прошло уже шесть лет, а реального соглашения ни то что не достигли, но и никаких признаком не заметно того, что в ближайшее время станет возможным прорыв на переговорах по этому вопросу.


Кроме того, Москва все более чаще подчеркивает, что вывод баз связан с большими финансами, но конкретные сумы не называются. В интервью российской газете “Время новостей” заместитель министра иностранных дел Валерий Лощинин говорит о сотнях миллионов долларов.

მსგავსი/Related

Back to top button