skip to content
АналитикаНовости

Временное перемирие







Представители центральной власти
выглядели довольными после
переговоров
Фото: газеты “Батумелеби”
Снятие блокады взамен на либерализацию управленческого стиля со стороны властей Аджарии – это должно явиться главным итогом соглашения, достигнутого на переговорах между президентом Михаилом Саакашвили и Асланом Абашидзе, которые прошли 18 марта в Батуми. Но уже возникает вопрос, до каких пор продлится это соглашение?


19 марта были сняты экономические санкции, введенные центральными властями Грузии против автономной республики Аджария, взамен на это руководство автономии отменило чрезвычайное положение в республике и открылась административная граница между Аджарией и остальной Грузией на реке Чолоки.


Встреча президента Саакашвили и лидера автономии Аслана Абашидзе, состоявшаяся 18 марта и длившаяся около 4 часов, завершилась соглашением между сторонами по нескольким основным вопросам, в результате чего усложнившиеся особенно в последнее время отношения между центром и регионом можно считать хотя бы временно урегулированными.


Справедливое проведение парламентских выборов на территории Аджарии, введение института представителя президента в автономии, который будет контролировать таможню и порт, начало сдачи розданного населению оружия правоохранительным структурам и пересмотр дел задержанных в Аджарии по политическим мотивам лиц совместно с представителями Генеральной прокуратуры – это те основные вопросы, о чем договорились президент и глава автономии.









Абашидзе согласился на разоружение.
По информации Тбилиси, в распоряжении
Абашидзе:
– вооруженная группировка,
– численностью 1500 человек
– четыре танка Т-74
боевой катер
– за последние дни населению было
роздано более 1000 стволов
автоматического оружия
“Мы обсудили принципиальные вопросы – проведение свободной предвыборной кампании, свободное передвижение людей, свободная предвыборная агитация, свободное распространение информации и проведение выборов. Обо всем этом мы достигли согласия”, – заявил Михаил Саакашвили после встречи с Асланом Абашидзе.

После завершения переговоров с Асланом Абашидзе президент выступил на митинге местной оппозиции и обещал своим сторонникам, что будет гарантом единства страны. Президент явно находился в хорошем расположении духа.


Примечателен и тот факт, что после завершения встречи Абашидзе и Саакашвили не пожалели теплых слов по отношению друг к другу.


“К г-ну Аслану у меня никаких личных претензий нет… Думаю, что мы достигли полного взаимопонимания”, – заявил Саакашвили, который еще 14 марта, когда его не впустили на территорию автономии, Аслана Абашидзе называл “средневековым феодалом”.


“Господин президент умный человек”, – заявил Аслан Абашидзе и подтвердил, что “согласие было достигнуто по всем вопросам”, хотя и лидер автономии несколько дней назад громогласно заявлял, что “вести переговоры с Михаилом Саакашвили невозможно”.


Политические обозреватели заявляют, что президент Саакашвили, несмотря на то, будет ли соглашение долгосрочным или нет, свой первый кризис преодолел успешно.


Обстановка в Аджарии, где размещена российская военная база, был чрезвычайно обострена после инцидента, случившегося 14 марта на Чолоки (когда не впустили президента в Аджарию). Абашидзе объявил комендантский час в Батуми, для перекрытия границы на Чолоки отправил военизированную группировку, а Тбилиси объявил блокаду неповинующейся Аджарии.


Центральные власти работали довольно координировано. В Поти (портовый город на черноморском побережье) был создан антикризисный центр под руководством премьер-министра Зураба Жвания. В первый же день блокады были задержаны направляющиеся в Батумский порт суда и переправлены в Поти, что вызвало резкое недовольство Аслана Абашидзе. Центральные власти продемонстрировали, что могут реально осуществить блокаду, которая могла сказаться на экономике не только Аджарии, но страны в целом.


Параллельно блокаде велась активная работа на международном уровне. Состоялся телефонный разговор между президентом Саакашвили и его российским коллегой Владимиром Путиным. Саакашвили так же по телефону беседовал с государственным секретарем США Колином Пауэллом. За событиями активно наблюдал и посол США в Грузии Ричард Майлс. Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Вано Мерабишвили проводил встречи в Москве с официальными представителями российских властей. Глава же Администрации президента Саакашвили Ираклий Чубинишвили находился в Анкаре. Турции, у которой общая граница с аджарским регионом, вместе с Россией уделялась одна из активных ролей в развитии событий.


Те уступки, на которые пошел Абашидзе, фактически, означает, что лидер автономии соглашается на либерализацию управленческой системы. Но многие уже сейчас сомневаются, насколько сможет принять демократические ценности и новые правила игры человек, который более десяти лет единолично управлял регион, прославившийся игнорированием прав человека и массовой фальсификацией выборов.


“Как все это произойдет и насколько сможет Аслан Абашидзе выполнить это поручение, немного неясно, хотя вполне выполнимо. Это уже полностью зависит от его доброй воли”, – заявила корреспонденту “Civil.Ge” политический обозреватель Радио Свобода Ия Антадзе.


“Это была довольно успешная встреча. Можно сказать, что для урегулирования кризиса в отношениях между центром и регионом были сделаны позитивные шаги. Естественно, на данном этапе сложно определить, как могут развиваться события в дальнейшем, но позитивным является то, что выборы в Аджарии состоятся и снята экономическая блокада, которая грозила кризисом, как региону, так и экономике целой страны”, – заявил корреспонденту “Civil.Ge” представитель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия.


Ия Антадзе считает, что кризис, создавшийся после 14 марта, “можно считать преодоленным”. Но, по ее словам, “достигнутое в Батуми соглашение и урегулирование конфликта несут поверхностный характер, хотя, встреча явно была успешной”.


Тот факт, что не существует никаких гарантий на то, что Аслан Абашидзе выполнит взятые обязательства, признает и премьер министр Грузии Зураб Жвания.


“Естественно, таких гарантий нет, но, не думаю, что кто-нибудь нарушит публично взятые обязательства”, – заявил Жвания и напомнил, что “власти продемонстрировали, что могут осуществлять эффективные мероприятия”. Он намекнул на экономические санкции против Аджарии, после введения которых Аслан Абашидзе был вынужден пойти на уступки.


В настоящее время приоритетом центральных властей является справедливое проведение парламентских выборов на территории Аджарии. Хотя, председатель Центральной избирательной комиссии Грузии Зураб Чиаберашвили сомневается, что в Аджарской автономии выборы пройдут в справедливой обстановке.


По его словам, в Аджарии не готовы к проведению выборов члены избирательных комиссий и не существует точных списков избирателей региона. “Успеть все это в короткий период очень сложно”, – заявил Зураб Чиаберашвили 18 марта.


О политическом будущем самого Аслана Абашидзе официальный Тбилиси предпочитает пока молчать. “Насколько мне известно, этот вопрос не обсуждался (на встрече Саакашвили-Абашидзе)”, – заявил премьер Зураб Жвания и добавил, что этот вопрос должен решать народ Аджарии.


Многие обозреватели достигнутое между Саакашвили и Абашидзе соглашение все равно считают временным, так как оба лидера радикально отличаются друг от друга и для множества трудно представить, каким образом может развиваться между ними долгосрочное сотрудничество.

მსგავსი/Related

Back to top button