skip to content
АналитикаНовости

Соглашение пока не состоялось

Абашидзе вновь угрожает бойкотом выборов









Бурджанадзе и Абашидзе проводят
брифинг после переговоров в Батуми
Переговоры в Батуми между исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе и главой автономной республики Аджария Асланом Абашидзе, которые 10 декабря длились на протяжении 6 часов, завершились безрезультатно. После завершения встречи обе стороны заявили, что переговоры “проходили в конструктивной обстановке” и обязательно будут продолжены.

“Разговор касался сроков проведения президентских и парламентских выборов, но соглашение по данным вопросам пока не достигнуто. Будем надеяться, что в ходе дальнейших консультаций соглашение станет возможным. Главное, что диалог начался”, – заявила журналистам по возвращении из Батуми Нино Бурджанадзе.


Как известно, Аслан Абашидзе требует перенесения выборов до июня будущего года от нового руководства страны, которое он называет “нелегитимным”. В противном случае, Аслан Абашидзе угрожает бойкотом выборов. Согласно Конституции Грузии, досрочные президентские выборы должны состояться в течение 45 дней после отставки президента – Шеварднадзе покинул пост 23 ноября, после чего президентские выборы были назначены на 4 января 2004 года.


После переговоров в Батуми Нино Бурджанадзе и Аслан Абашидзе ограничились краткими комментариями о сути их встречи.


“Между центром и регионом на протяжении нескольких лет накопилось множество проблем, которые невозможно решить одним взмахом руки. В Батуми также приедет и Зураб Жвания (государственный министр) и проведет переговоры. Я тоже готова в случае необходимости еще раз приехать сюда во второй и в третий раз. Главное, чтобы продолжался диалог”, – заявила действующий президент Грузии.


Аслан Абашидзе также подчеркнул необходимость продолжения диалога. “Главное, что мы понимаем друг друга. Сейчас важно сблизить наши позиции”, – заявил глава Аджарской автономии Аслан Абашидзе.


“В связи с определенными вопросами у сторон различные позиции. Необходимо восстановить фактор доверия между сторонами. Если нынешние центральные власти Грузии хотят доказать, что намерены делать дело, это мы должны увидеть не из обещаний, а из конкретных дел”, – отметил Абашидзе.


Такой исход переговоров был неожиданным. Абашидзе требует то, что сделать в рамках Конституции Грузии невозможно. Переходящее правительство, которое пришло к власти в Тбилиси в результате “бархатной революции”, заявляет, что желает вести все процессы в рамках Конституции.


Многие наблюдатели считают, что тему бойкота выборов Аслан Абашидзе использует для того, чтобы торговаться с временным правительством страны. После того, как узда власти перешли в руки его политических противников (Михаил Саакашвили, Зураб Жвания), главной целью Аслана Абашидзе стало сохранение своего единоличного правления на территории Аджарии, которое в эпоху президентства Эдуарда Шеварднадзе все более укреплялось со временем.


Но, сама Нино Бурджанадзе заявила, что беседа не носила характер торга и проходила в очень конструктивной обстановке.


Во время президентства Шеварднадзе Аслан Абашидзе нередко отказывался платить налоги из Аджарии в Центральный бюджет страны. С целью усиления своей власти, после парламентских выборов 2 ноября подконтрольный Аслану Абашидзе парламент автономии тотчас вносит поправки в Конституцию автономии, в результате чего Аслану Абашидзе присваивается звание высшего военного лица в Аджарии. Согласно этим поправкам, автономия получила также право на формирование собственных военных подразделений, но данная поправка входит в противоречие с Конституцией Грузии, которая не разрешает автономиям владение собственными вооруженными формированиями.


Но, в свое время, Эдуард Шеварднадзе всегда предпочитал закрывать глаза на сомнительные действия руководства Аджарской автономии, взамен получая поддержку со стороны властей Аджарии.


Кандидат в президенты Грузии, лидер Единого национального движения Михаил Саакашвили, в будущее президентство которого не сомневаются даже его оппоненты, заявляет, что “готов к компромиссам с Абашидзе, но ни в коем случае за счет Конституции Грузии”.


 По его словам, перенесение выборов означает продление предпосылок дестабилизации в стране.


“Если Аслан Абашидзе хочет уйти, он может уйти, но Аджарию взять с собой он не сможет. Шеварднадзе тоже думал, что Грузия принадлежала ему, но это не так. То же самое происходит и с Асланом Абашидзе. Все, кто поднимет тему блокады, должны знать, что для таких уготованы четыре стены”, – заявил Михаил Саакашвили на съезде Единого национального движения 10 декабря.


Другой лидер ЕНД Давид Бердзенивили, который баллотировался в мажоритарные депутаты на парламентских выборах 2 ноября в Батуми, считает, что Аслану Абашидзе придется пойти на уступки. Бердзенишвили выражает надежду, что “феодальный режим” Абашидзе ослабеет в результате протеста населения самой Аджарии. “Уже существуют признаки того, что население Аджарии готово к выражению протеста против Аслана Абашидзе”, – заявляет Бердзенишвили.


Возвратившись в Тбилиси Нино Бурджанадзе заявила, что в ходе переговоров с Асланом Абашидзе в Батуми обсуждалось также и решение российской стороны об упрощении визового режима для населения автономной республики Аджария. Данное решение стало еще одним поводом напряжения взаимоотношений между Тбилиси и Москвой.


8 декабря МИД России заявил, что Москва упрощает визовый режим для граждан Грузии, проживающих на территории Аджарии. Внешнеполитическое ведомство Грузии осудило данное решение Москвы, назвав его “грубым нарушением суверенитета Грузии”.


“Естественно, я ничего не имею против упрощения визового режима, но это не должно происходить в отношении конкретных регионов Грузии. Как минимум, российская сторона заранее должна была предупредить хотя бы власти Грузии по поводу принимаемого решения”, – заявила журналистам Нино Бурджанадзе. Она отказалась от конкретизации позиции Аслана Абашидзе по данному вопросу.

მსგავსი/Related

Back to top button