skip to content
АналитикаНовости

Гражданский сектор требует уступок от МГБ

Законопроект по борьбе с экстремизмом вновь становится причиной негодования гражданского сектора

После сложных переговоров с представителями гражданских организаций Министерство государственной безопасности Грузии внесло поправки в законопроект “О приостановке, ликвидации и запрещении экстремистских и подчиненных иностранному контролю организаций и объединений”.

В министерстве был разработан новый вариант законопроекта, но как заявляют представители общественных организаций, новый проект также содержит несколько антидемократичных пунктов.

Согласно предыдущей версии проекта, МГБ предоставлялось право приостановить и запретить деятельность организаций, “подчиненных иностранному контролю”, если их действия входят в противоречие с “интересами Грузии”.

Законопроект не уточнял “интересы Грузии” и не содержал каких-либо реальных аргументов для того, чтобы оценить организацию как экстремистскую или террористическую. Согласно законопроекту, Министерству государственной безопасности должно было предоставлено право на приостановку деятельности на основании постановления Верховного (или Конституционного) суда Грузии. В таком случае все имущество организации “политической партии) должно было перейти в Государственную Казну, а самым активным членам организации могла угрожать опасность ареста.

Представители общественных организаций оказали сильное противостояние этой версии законопроекта. Они считали, что такой документ создавал прямую угрозу существованию в Грузии гражданского сектора.

В результате этого противостояния в МГБ был разработан новый вариант законопроекта “О запрещении деятельности экстремистских организаций и объединений”. Из законопроекта были изъяты пункты, связанные с запретом деятельности организаций, “подчиненных иностранному контролю”.

“Новый вариант проекта значительно улучшен по сравнению с предыдущей версией, но и здесь остаются пункты, которые могут помещать развитию гражданского сектора в Грузии”, – говорит Важа Саламадзе, директор Центра бизнеса и права Грузии.

Согласно новому варианту законопроекта, Министерство госбезопасности имеет право приостановить деятельность определенных организаций. Причиной запрета могут стать “признаки экстремизма в деятельности организации, или желание на осуществление таких действий, или заявление руководителя организации или ее представителей, которые призывают к свержению власти, или же содержать призывы против суверенитета и территориальной целостности Грузии (Глава №4).

Согласно пятой главе законопроекта, в случае обнаружения таких действий МГБ делает предостерегающее заявление по отношению к организации. В случае неповиновения МГБ имеет право обратиться в Верховный или Конституционный суд Грузии с просьбой о запрещении этой организации. Но с учетом значимости обстановки МГБ может обратиться в Суд и без предупредительного заявления.

Запрет означает приостановку деятельности организации, конфискацию ее имущества и возбуждение уголовного дела по отношению авторов вышеупомянутых заявлений.

Представители общественных организаций  направили совместное послание Министерству государственной безопасности, где высказали некоторые замечания в связи с законопроектом.

По их мнению, законопроект должен быть дополнительным механизмом для гарантирования охраны общественного порядка в уже существующей правовой системе. Кроме того, лучше будет разработать обобщенный закон о борьбе с экстремизмом, где более четко будет отражена государственная политика в этой сфере.

По словам Важи Саламадзе, четвертая глава законопроекта абсолютно лишняя и не будет от нее никакой пользы, так как она предусматривает ликвидацию организации из-за заявлений, сделанных одним из членов этой организации.

“Если мы имеем дело с незаконными действиями, механизмы наказания регулируются грузинским законодательством, и в таком случае запрещение организации является абсолютно неадекватным действием”, – говорит Саламадзе.

В законопроекте четко не определен орган, который должен заниматься ликвидацией организации, также уточнения требует часть, касающаяся кредитной задолженности организации в случае ее запрещения.

Согласно 26 главе Конституции Грузии, ликвидация общественных организаций и их запрещение регулируются специальным законом. Исходя из этого закона, Важа Саламадзе заявляет, что представленный законопроект неконституционен, так как уже существует закон “О приостановке деятельности и запрещении общественных объединений”. (Примечательно, что законопроект предусматривает также ликвидацию предпринимательских организаций и политических партий, что не предусмотрено существующим законодательством).

По заявлению начальника пресс-службы МГБ Ники Лалиашвили, министерство учло большинство замечаний, высказанных в обращении представителей гражданского сектора. Но как стало известно позже представителям общественных организаций, министерство не учло ни одного их замечания.

Несмотря на это измененный вариант законопроекта уже обсуждался на заседании Совета национальной безопасности и скоро будет внесен на обсуждение в парламент.

“Единственным путем для изменения этого законопроекта для нас остается лоббирование в парламенте”, – говорит Важа Саламадзе.

Джули Гиоргадзе

მსგავსი/Related

Back to top button