Центр социальной справедливости оценивает тенденции наркополитики в 2022 году

В ежегодном докладе Центра социальной справедливости дана оценка ситуации с наркотиками в стране и изменениям, реализованным в этом направлении. Наряду с основными проблемами, выявленными в сфере наркополитики, в докладе даются конкретные рекомендации по улучшению правового положения наркопотребителей.

В докладе подчеркнуты основные аспекты наркополитики Грузии в 2022 году:

С целью получения более подробной информации о запасах «Налоксона» Центр социальной справедливости также обратился в аптечные сети, в частности запрашивал информацию об общем количестве ввезенного и реализованного ими «Налоксона» за отчетный период, хотя ни от одного из них не получил соответствующего ответа. Учитывая жизненно важное значение Налоксона, Центр социальной справедливости призывает Министерство по делам ВПЛ с оккупированных территорий Грузии, труда, здравоохранения и социальной защиты обеспечить доступность препарата посредством коммуникации и адвокации с аптечными сетями.

Согласно докладу: «уличное тестирование на наркотики остается неэтичным и репрессивным механизмом, который несет в себе риск неоправданного вмешательства в право на неприкосновенность частной жизни». Нормы т.н. уличной проверки на наркотики в 2015 году народный защитник обжаловал в Конституционном суде, хотя суд до сих пор не оценил конституционность оспариваемых норм.

Статья 3 Закона Грузии «О борьбе с наркопреступностью» предусматривает автоматическое лишение лиц, осужденных за наркопреступления, таких «гражданских прав», как право на управление транспортным средством, право на медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, право на занятие адвокатской деятельностью, право на работу в образовательном учреждении и на публичной службе, пассивное избирательное право, право на хранение оружия. Действие закона распространяется на наркопотребителей, дилеров, организаторов наркобизнеса, организаторов распространения наркотиков и административных правонарушителей. Лишение прав варьируется в зависимости от преступления и составляет от 3 до 20 лет.

Центр социальной справедливости считает, что нормативные акты, регулирующие лишение прав, создают проблемы как для осужденных за наркопреступления, так и для правонарушителей. Прежде всего, вместо бланкетной регламентации законом судья, рассматривающий дело, должен иметь возможность оценить необходимость и целесообразность лишения осужденного его прав с учетом индивидуальных обстоятельств.

В Грузии действуют две программы опиоидной заместительной терапии (ОЗТ) – метадоновая и субоксоновая. По состоянию на июль 2022 года в обеих государственных программах было задействовано в общей сложности более 12 000 бенефициаров. Несмотря на растущее число бенефициаров, использование программ ОЗТ в Грузии по-прежнему связано с рядом проблем. Во-первых, остается проблемой географическая доступность. На данном этапе в Грузии действуют 22 центра заместительной терапии. Нет программ, например, в Квемо Картли и Рача-Лечхуми. Кроме того, исследование удовлетворенности пользователей услугами заместительной терапии показывает, что необходимость каждый день ходить в центр затрудняет процесс лечения для бенефициаров. Поэтому Центр социальной справедливости, а также различные общественные и международные организации, работающие над этим вопросом, считают целесообразным предоставить возможность получения лекарств на несколько дней для стабильных пользователей программы.

Отсутствие политической воли, необходимой для проведения системной реформы в сложившихся обстоятельствах Центр социальной справедливости в плане улучшения наркоситуации и гуманизации наркополитики призывает государственные ведомства предпринять как минимум следующие шаги:

Парламент Грузии:

Конституционный суд Грузии:

Министерство по делам ВПЛ с оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии:

Министерство образования и науки Грузии и Служба мандатариев образовательных учреждений:

Ведомства, являющиеся членами Межведомственного координационного совета по борьбе с наркоманией:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Exit mobile version