Placeholder canvas
Новости

Обзор основных событий за 2019 г.

2019 год характеризовался рядом проблем и вызовов с точки зрения политики и безопасности. На оккупированных территориях не было достигнуто ощутимого прогресса, поскольку инициативы правительства Грузии по вовлечению населения этих регионов посредством экономических и социальных программ встретили сопротивление со стороны коллаборационистских правительств Цхинвали и Сухуми.

В то же время, в Тбилиси правящая партия теряет как общественную поддержку, так и депутатов, поскольку ее политика в большей степени нацелена на то, чтобы сохранить власть после 2020 года, а не добиваться какого-либо реального прогресса. Опасения обострились к концу года после того, как Facebook заявил о закрытии сотен страниц на своей платформе, которые входили в сеть, связанной с правительством Грузии.

Параллельно, главный проспект столицы Тбилиси – проспект Руставели вернул себе функцию центра борьбы за прямую демократию и власть в Грузии.

Резкий ответ официального Тбилиси на протесты вызвал недовольство партнеров страны в США и ЕС. Гражданское общество и международные наблюдатели выражают все больше озабоченности действиями властей, которые выразились в нападках на свободные СМИ, укомплектовании Верховного суда лояльными к властям судьями и подавлении протестов силами полиции.

Впереди страну ждет напряженный год. «Civil Georgia» продолжит предоставлять вам важные новости, актуальную информацию и расскажет о событиях в соответствующем историческом и политическом контексте.

1. Кризис в Чорчана-Цнелиси

В конце августа 2019 г. власти Грузии разместили полицейский пост у села Чорчана Хашурского муниципалитета и села Цнелиси оккупированного Цхинвальского региона, что вызвало резкую реакцию со стороны Цхинвали. Представители Цхинвали в знак протеста покинули заседание МПРИ в Эргнети с требованием управздения блокпоста грузинской полиции. На следующий день представители Цхинвали, Москвы и Тбилиси провели техническую встречу в связи со спорным блокпостом, но позиции сторон остались неизменными.

5 сентября т.н. «пограничники» Цхинвали заняли высоту у села Цнелиси на линии оккупации, на высоте 944,8 метра над уровнем моря, где они установили знак «государственной границы» и свой флаг.

Представители Тбилиси, Москвы и Цхинвали обсуждают вопрос о спорных блокпостах на технических встречах, но все эти встречи пока не увенчались успехом. В то же время Анатолий Бибилов назвал кризис вокруг спорного блокпоста одной из причин ужесточения позиции в отношении этнических грузин, проживающих в Ахалгори.

2. Закрытие пунктов пересечения на линии оккупации

3 сентября, т.н. КГБ цхинвальских властей заявил, что в рамках мероприятий, посвященных «Дню знаний», с 4 сентября временно ограничивается передвижение на т.н. границе с Грузией. Согласно тому же заявлению, ограничение на передвижение должно было быть снято с 6 часов утра 6 сентября.

Однако позже, 9 сентября, комитет пояснил, что два пункта пересечения – Одзиси и Синагури – временно останутся закрытыми, и причиной этого назвал напряженность, исходящую со стороны Тбилиси.

Пункты пересечения остаются закрытыми до сих пор, что еще больше усугубляет гуманитарную ситуацию в регионе, особенно в Ахалгорском районе, где проживает около 2500 этнических грузин, что составляет 55,5% населения района.

3. Задержание Важи Гаприндашвили

Задержанный оккупационными властями Цхинвали грузинский врач Важа Гаприндашвили, которого Ахалгорский районный суд 20 декабря приговорил к тюремному заключению на один год и девять месяцев, был освобожден 28 декабря. Гаприндашвили был задержан оккупационными силами 9 ноября около оккупированного Ахалгори за «незаконное пересечение государственной границы». Гаприндашвили заявил, что его задержали, когда он пытался перейти в оккупированный регион, чтобы посетить пациента. После освобождения он заявил, что он отверг все обвинения в Цхинвали, и заявил российским пограничникам, а также властям оккупированного региона, что он не покидал территории Грузии и что в момент задержания находился на оккупированной Россией территории Грузии.

4. События 20 июня

20 июня несколько тысяч человек собрались у здания Парламента, чтобы выразить протест против присутствия российской делегации на заседании Парламентской Ассамблеи Православия. Напряженность обострилась после того, как протестующие попытались прорвать полицейский кордон у здания Парламента. Часть митингующих прорвала первый кордон полиции, но спецназ вернул их обратно. Более 200 человек, в том числе 80 полицейских, пострадали после того, как спецназ применил слезоточивый газ и резиновые пули для разгона демонстрантов. По данным МВД, в ночь с 20 на 21 июня были задержаны более 300 человек.

После акций протеста председатель Парламента Ираклий Кобахидзе подал в отставку. 25 июня на должность председателя Парламента депутаты избрали Арчила Талаквадзе.

5. Георгий Гахария становится новым премьер-министром

Председатель правящей партии Грузинская места в начале сентября в качестве нового премьер-министра представил Георгия Гахария, который был министром внутренних дел с 2017 года. Парламент утвердил нового премьер-министра 8 сентября.

Протесты против Георгия Гахария усилились с лета 2019 года, так как гражданские активисты и оппозиция ответственность за разгон акции протеста 20-21 июня у здания Парламента возлагают на него.

6. Провал конституционной поправки

Правящая партия не выполнила своего обещания о переходе на полностью пропорциональную избирательную систему, и Парламент Грузии 101 голосом против 3 провалил конституционную поправку, которая предусматривала переход на полностью пропорциональную избирательную систему с 2020 года. Для принятия поправки в первом чтении требовалась поддержка ¾ состава депутатов.

После провала конституционной поправки лидеры оппозиции и гражданские активисты начали акции протеста. Международные партнеры Грузии подвергли резкой критике Грузинскую мечту за невыполнение ее обещания.

7. Первая встреча министров иностранных дел Грузии и России за последнее десятилетие

26 сентября встретились министры иностранных дел России и Грузии Сергей Лавров и Давид Залкалиани. Встреча состоялась впервые после разрыва дипломатических отношений между двумя странами в 2008 году после российско-грузинской войны. Встреча прошла в Нью-Йорке в рамках 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН при посредничестве швейцарской стороны. Международные партнеры Грузии, в том числе Евросоюз и США, приветствовали факт встречи.

8. Дело «Рустави-2» и новое телевидение – «Мтавари архи»

Палата из семи судей Европейского суда по правам человека 18 июля опубликовала постановление по делу телекомпании «Рустави-2», в котором признал «неприемлемыми» все исковые требования «Рустави-2». Суд посчитал, что не было нарушения независимости и беспристрастности судей, принимавших решение по делу о собственности «Рустави-2» в Грузии. Кроме того, Европейский суд по правам человека отменил свое же решение от 3 марта 2017 года о приостановлении решения Верховного суда Грузии. В качестве нового владельца телекомпании «Рустави-2» был зарегистрирован бизнесмен Кибар Халваши.

Новый генеральный директор телекомпании Паата Салия в конце августа уволил с работы руководителя Информационной службы телекомпании Нодара Меладзе, продюсера Георгия Лаперашвили, ведущих политических ток-шоу Георгия Габуния и Эку Квеситадзе, а также автора и ведущую развлекательной программы Нануку Жоржолиани. В результате почти весь состав информационного выпуска «Курьер» покинул телекомпанию.

Основанная бывшим генеральным директором «Рустави-2» Никой Гварамия, новая телекрмпания «Мтавари архи» начала вещание 9 сентября в 21:00 с информационным выпуском. В то время, когда телекомпания «Рустави-2» придерживается осторожной критической редакционной политики, «Мтавари архи» поддерживает оппозицию. К критическим телеканалам присоединилось еще одно телевидение «Формула». Однако, согласно опросам общественного мнения, пока что ни один из этих каналов не набрал столько зрителя, сколько есть у «Рустави-2». Между тем, сохраняется обеспокоенность по поводу того, что власть пытается подавить СМИ, особенно на том фоне, когда в отношении нескольких независимых телеканалов были введены санкции из-за задолженность перед Государственным бюджетом, и как заявляют оппоненты власти, это было сделано избирательно.

9. Дело TBC банка и создание партии «Лело для Грузию»

Главная прокуратура Грузии заявила 9 января 2019 г., что расследует возможную легализацию незаконных доходов TBC банком. Согласно тому же сообщению, дело касается транзакции 2008 года на сумму 17 миллионов долларов США.

В июле Тбилисский городской суд принял решение, согласно которому, бывший председатель наблюдательного совета TBC Bank Мамука Хазарадзе и его бывший заместитель Бадри Джапаридзе были обязаны выплатить залог в размере 700 тысяч лари каждый, и им было запрещено покидать страну без разрешения прокурора. Хазарадзе и Джапаридзе отвергают обвинения и заявляют о политическом преследовании.

12 сентября Хазарадзе на Черноморском побережье в Анаклия провел презентацию общественного движения «Лело», которое в конце декабря было преобразовано в партию «Лело для Грузии». Последняя объединилась в одно политическое объединение вместе с «Движением за развитие» бывшего спикера Парламента Давида Усупашвили и партией «Новых правых».

10. Напряженность на границе с Азербайджаном / Вопрос монастырского комплекса Давид-Гареджи

Вопрос о делимитации границы между Грузией и Азербайджаном вновь был поднят на повестку дня после того, когда азербайджанские пограничники заблокировали доступ к монастырскому комплексу Давид-Гареджи 21 апреля, на следующий день после визита президента Саломе Зурабишвили в комплекс. Доступ к монастырю был открыт 26 апреля после пятидневного ограничения.

Несколько сот гражданских активистов и местных жителей собрались на территории монастырского комплекса 5 мая, где они протестовали против событий вокруг этой местности на границе с Азербайджаном.

Спустя два месяца после того, как лидеры Грузии и Азербайджана достигли соглашения по монастырскому комплексу, которое предусматривало обеспечение доступа грузинским духовным лицам к спорным монастырям, Патриархия Грузинской Православной Церкви с «сожалением» отметила, что вопрос монастырей Удабно и Чичхитури, входящих в комплекс, по-прежнему остается нерешенным.

11. «Тбилиси Прайд»

Несмотря на заявление об отмене «Марша достоинства», организаторы «Тбилиси Прайда» 8 июля все равно собрались у здания МВД на Кахетинском шоссе около 8 часов вечера, где потребовали отставки министра внутренних дел Георгия Гахария и провели небольшое шествие у здания ведомства в рамках «Марша достоинства».

12. Бессрочное назначение судей Верховного суда

На пленарном заседании 12 декабря Парламент Грузии избрал 14 новых судей Верховного суда, которые бессрочно будут занимать свои посты в высшей судебной инстанции страны. Представители парламентской оппозиции, в том числе законодатели от «Единого национального движения», Европейской Грузии и вышедшие из рядов ГМ месяц назад депутаты отказались участвовать в голосовании. В заседании также не участвовали депутаты от Альянса патриотов.

Длительный процесс отбора судей, который начался в мае 2019 года, ставил своей целью увеличение количества судей ВС с 8 до 28 человек.

Процесс отбора судей, который длился в течение нескольких месяцев, проходил на фоне острой критики со стороны оппозиции и гражданского сектора, которые обвиняли Грузинскую мечту в сделке с влиятельной группой судей и попытке установления контроля над судебной системой. Голосование 12 декабря также проходило на фоне протеста.

13. Скандал по поводу президентского помилования

В августе 2019 года президент Саломе Зурабишвили помиловала нескольких заключенных, обвиненных в тяжких преступлениях, что вызвало резкую критику со стороны правящей партии, оппозиции и общественности. В ответ на критику президент Зурабишвили 18 сентября ввела мораторий на помилование. Позже, 20 сентября, прокуратура начала расследование по поводу предполагаемого злоупотребления властью в связи с августовским помилованием.

26 ноября президент Грузии Саломе Зурабишвили подписала указ об утверждении новых правил помилования, которые были разработаны в результате консультаций с Парламентом и министерством юстиции Грузии.

14. Забастовки, социальное недовольство и трудовые права

8 февраля сотни социальных работников из Агентства социального обслуживания Министерства здравоохранения провели забастовку по всей стране. Они провели акции протеста в нескольких крупных городах, требуя улучшения условий труда и улучшения сервисов для бенефициаров. Забастовку социальные работники объявили после того, как процесс медиации с Министерством здравоохранения, длившийся 1,5 месяца, провалился. 25 марта они снова объявили забастовку, но позднее 2 апреля вернулись на работу, заявляя о своей ответственности перед бенефициарами.

Часть работников Чиатурского горно-обогатительного комбината несколько дней проводила акцию перед офисами местной Мэрии и своего работодателя «Джорджиан Манганез», требуя улучшения условий труда и повышения заработной платы.

25 шахтеров из Ткибули в знак протеста спустились в шахты Миндели и Дзидзигури 24 сентября, требуя выплаты задолженности по заработной плате. Они отказывались покинуть шахты до тех пор, пока их требование не было бы выполнено. Шахтеры прекратили забастовку после того, как министр экономики Натиа Турнава прибыла в Ткибули по поручению премьер-министра. После встречи с шахтерами Турнава сказала, что переговоры завершились положительно.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button